Конференция по безопасности побила олимпийский рекорд
В Сочи в четверг завершается двухдневная Международная встреча высоких представителей, курирующих вопросы безопасности. Мероприятие, которое ежегодно проводится под эгидой Совбеза РФ, на этот раз стало беспрецедентным по масштабу — в нем приняли участие делегации из 118 стран. Сказалось ли столь солидное представительство на качестве дискуссий о борьбе с терроризмом и наркобизнесом, а также о путях ликвидации «очагов международной напряженности», выясняли на форуме корреспонденты “Ъ” Павел Тарасенко и Михаил Коростиков.
Стабильности нет
Добираясь на автобусе из сочинского аэропорта в Красную Поляну, прилетевшие из Москвы представители Совбеза РФ и различных силовых ведомств могли узнать много нового о главном российском курорте. Так, девушка-экскурсовод рассказала, как «первобытные люди осваивали черноморское побережье». Но основная часть ее речи была посвящена тому, как это побережье (а также горную часть Сочи) освоили «олимпийские строители». Она обращала внимание на «не имеющие аналогов в мире» дороги, развязки и мосты, с гордостью отмечая: «Плодами Олимпийских игр мы будем пользоваться десятилетиями». При этом, по словам девушки, «гости города по достоинству оценили то, что оставила после себя Олимпиада». Уточнить, так ли это, в тот момент было невозможно — члены иностранных делегаций, прилетевшие в Сочи для участия в IX Международной встрече по вопросам безопасности, ехали в других автобусах.
Цифры, которые представили в среду организаторы конференции, проходившей в сочинском общественно-культурном центре «Галактика», напомнили об олимпийских рекордах. В Сочи прилетели представители 118 стран (плюс три делегации от разных подразделений ООН). Стран—участниц Игр в 2014 году было меньше — 88. Отметим, что подобную встречу силовиков Совбез РФ проводит в девятый раз. В 2010 году, также в Сочи, на первом форуме было представлено 43 страны. В прошлом году в Тверь приехали представители 95 государств. И вот в этом году — новый рекорд. Причем организаторы заранее подробно не анонсировали участие в нем представителей западных стран, чтобы на них, по словам информированного собеседника “Ъ”, не оказывали излишнего давления. В результате, как рассказал агентству ТАСС помощник секретаря Совбеза РФ Александр Венедиктов, на конференции оказалось представлено 14 европейских государств. Впрочем, не все делегации возглавляли официальные лица: например, Черногорию представлял бывший почетный консул РФ Боро Джукич, тот самый, который был лишен этой должности, когда балканская республика присоединилась к санкциям против РФ в связи с «делом Скрипаля».
Александр Венедиктов отметил: «Отсутствующие в Сочи страны сами изолировали себя от профессионального и открытого обмена мнениями по актуальным вопросам международной безопасности». О каких вопросах идет речь, пояснил, открывая конференцию, секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев. Вначале он зачитал обращение президента Владимира Путина, в котором говорилось: «Некоторые члены международного сообщества все чаще пытаются игнорировать общепризнанные нормы и принципы международного права, прибегают к применению военной силы в обход Совета Безопасности ООН, отказываются от переговоров как ключевого инструмента разрешения межгосударственных споров». От себя господин Патрушев добавил: «Непредсказуемость и конфликтный потенциал в международных отношениях заметно возросли». Это и определило ключевую тему конференции — «Очаги международной напряженности: от конфликта к диалогу».
После выступления Николая Патрушева журналистов попросили выйти из зала, и началась закрытая часть заседания. По данным “Ъ”, участникам встречи сначала показали видеоролик, который можно было бы назвать «Все, что вы хотели знать о международных конфликтах». В нем были перечислены едва ли не все горячие точки XX–XXI веков (от Страны басков до Сирии), а также организации, так или иначе имеющие дело с вопросами безопасности,— ООН, БРИКС, ШОС и др. ОБСЕ, Евросоюз и НАТО также были упомянуты, но с оговоркой: разворачиваемые ими миротворческие миссии должны соответствовать международным нормам и быть согласованы в Совбезе ООН.
Ликбез продолжил глава МИД РФ Сергей Лавров. Свою речь он начал алармистски: ситуация в мире становится все более непредсказуемой и взрывоопасной, международное право девальвируется, роль ООН в решении ключевых глобальных проблем размывается. «Многие задаются вопросом, в чем причина этого. Еще четверть века назад имелись все предпосылки, чтобы навсегда отказаться от политики гегемонизма. Препятствовавшие этому идеологические разногласия исчезли вместе с падением Берлинской стены. Мы в России исходили из того, что победа в холодной войне была нашей общей победой,— заявил Сергей Лавров.— Все эти годы делали максимум возможного для продвижения сотрудничества на взаимоуважительной основе. К сожалению, США и их ближайшие союзники не поддержали настрой. Они предпочли линию на выстраивание механизмов своего доминирования по всем азимутам».
После этого Сергей Лавров повторил то, что уже говорил не раз (впрочем, многие участники конференции слушали его впервые и, следовательно, с большим интересом). Министр рассказал, что обновленные ключевые американские доктрины (в ядерной сфере, по национальной безопасности и по обороне) пронизаны конфронтационными идеями. Раскритиковал «использование нелегитимных мер экономического принуждения и ставку на недобросовестную конкуренцию». Назвал грубейшим нарушением недавние ракетные удары по территории Сирии. Предупредил, что «систематическое использование силы провоцирует новый виток гонки вооружений», а «наращивание военного потенциала вблизи границ России ведет к появлению новых разделительных линий и милитаризации Европы». Предостерег от дальнейших попыток «сколотить однополярную модель мироустройства». «В середине прошлого века непримиримые идеологические противники нашли в себе мудрость объединиться против общего врага — нацизма. Неужели нужны новые трагедии, провокации и бессмысленные жертвы, чтобы и сегодня возобладал здравый смысл?» — обратился он к залу. Зал безмолвствовал.
В числе приоритетов Сергей Лавров назвал «прекращение любой подпитки террористов», а также отказ от попыток их деления на «плохих и не очень». «Поддержка террористов в Афганистане породила “Аль-Каиду”. Незаконное вторжение в Ирак дало путевку в жизнь ИГИЛ (организация запрещена в РФ.— “Ъ”). Пора прекратить порочную практику, бумерангом возвращающуюся к ее инициаторам»,— заявил Сергей Лавров. Помимо США и НАТО нелестных характеристик от министра удостоилось руководство Украины — за то, что «не только саботирует мирный процесс, но и пытается подорвать его суть». «Конфликт на востоке может вспыхнуть с новой силой. Это игра с огнем»,— предупредил он.
Широкое поле для дискуссий
Подход США и ЕС к перечисленным проблемам озвучен так и не был. В первой сессии после Сергея Лаврова были заявлены выступления представителей Китая, Ирана, Индонезии, Белоруссии, ЮАР, Киргизии, Таиланда, Камбоджи, Южной Кореи, Мьянмы, Алжира, Египта, Аргентины, Бурунди, Венесуэлы, Габона, Ирака, Доминиканской Республики, Мавритании, Судана, Молдавии и Узбекистана. Все спикеры благодарили российскую сторону за организацию конференции, после чего рассказывали о том, что их волнует. Глава политико-юридической комиссии ЦК Компартии Китая Го Шэнкунь продвигал инициативу «Пояс и путь», а также выступал за соблюдение принципов свободы торговли (он не сказал, кто их нарушает, но сидящим в зале было и так понятно, что это США). Секретарь Высшего совета нацбезопасности Ирана Али Шамхани критиковал Вашингтон за Сирию, признание Иерусалима столицей Израиля и желание разорвать ядерную сделку. Речь госсекретаря Совбеза Белоруссии Станислава Зазя тезисно повторяла выступление Сергея Лаврова.
Обсуждения продолжались и в кулуарах. Секретарь Совбеза Венесуэлы Паскуалино Анхиолильо Фернандес в разговоре с “Ъ” обрушился с критикой на «империи-провокаторы», которые, «используя новые военные тактики, пытаются завладеть ресурсами в разных странах» и ради этого дестабилизируют там обстановку. Бывший почетный консул РФ в Черногории Боро Джукич в списке выступавших на пленарном заседании заявлен не был, но тезисы подготовил и с удовольствием перечислил их корреспонденту “Ъ”. Он рассказал историю того, как «США затаскивали Черногорию в НАТО», притом что 80% населения страны, по словам собеседника “Ъ”, были и остаются против этого шага. «Целью США было ткнуть пальцем в глаз России. Они пытались вначале разъединить нас с Сербией и Россией, а потом добиться раскола и внутри Черногории,— утверждал собеседник “Ъ”.— Все государственные институты у нас работают на НАТО, а ЦИК подконтрольна американскому и британскому посольствам». Отвечая на вопрос о своей реакции на решение МИД Черногории о высылке дипломатов, господин Джукич сказал: «Я ощутил очень большую радость, ведь оказался среди более чем 150 выгнанных российских дипломатов, которые представляли интересы своего государства. Россия — самая большая страна, которая борется со злом XXI века — терроризмом. А ее враги хотят, чтобы мировая общественность этого не замечала. Поэтому выгоняют дипломатов, запрещают вещание телеканала RT… Но были, есть и будут люди, которые говорят правду. И правда восторжествует, в том числе касательно России».
Второй темой пленарного заседания стала «эволюция стратегии и тактики международных террористических организаций». Главы делегаций Индонезии, Мьянмы, Алжира и ряда других стран выступили с речами, которые наверняка бы оценили по достоинству в Роскомнадзоре (если бы представители ведомства присутствовали на конференции силовиков): они говорили о негативных последствиях роста влияния социальных сетей и мессенджеров. Выступавшие отмечали, что террористы активно ведут в интернет-пространстве пропаганду, и делились своими рецептами, например советовали создавать спецподразделения, занимающиеся мониторингом соцсетей.
То, что в дискуссиях не была представлена западная точка зрения, участников конференции не смутило. «Какие-то страны присутствуют, какие-то нет. Но дискуссия проходит активно»,— заявил “Ъ” исполнительный директор Управления ООН по наркотикам и преступности Юрий Федотов. Он рассказал, что генсек ООН Антониу Гутерриш созывает в конце июня первую в истории конференцию высокого уровня контртеррористических служб всех государств—членов организации. «Многие рекомендации и выводы, которые будут внесены здесь, затем будут воспроизведены в Нью-Йорке»,— предположил собеседник “Ъ”. В том, что «в глобализированном мире» итоги сочинских дискуссий представителей 118 государств наверняка станут широко известны, “Ъ” заверил и советник премьер-министра Бангладеш Тарик Ахмед Сиддик.
Тем временем советник президента Афганистана по нацбезопасности Мохаммад Ханиф Атмар в разговоре с “Ъ” предложил свой рецепт того, как преодолеть кризис недоверия между РФ и Западом,— сотрудничать по афганской проблеме. В среду во время обеда он рассказал, что в эти минуты в Кабуле проходит встреча замглавы МИД Афганистана Хикмата Карзая, спецпредставителя президента РФ Замира Кабулова и посла США Джона Басса. «Это лучший формат. Второй из них — “шесть плюс один”. Подойдут и другие варианты взаимодействия — в рамках Кабульской и Ташкентской конференций или, например, в московском формате»,— предложил собеседник “Ъ”.
В четверг конференция продолжится, но уже в виде круглых столов. Модератором первого из них выступит спецпредставитель президента РФ по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности Андрей Крутских (в числе вопросов для обсуждения — недопустимость угроз использования кибероружия в наступательных целях). Второй круглый стол будет посвящен проблеме роста производства и нелегального оборота наркотиков. Эту тему в среду уже анонсировал секретарь Совбеза Киргизии Дамир Сагынбаев. Назвав наркобизнес биологическим оружием, он обратил внимание на ухудшение ситуации в Афганистане: в 2017 году посевные опиумного мака там выросли на 63%, оборот опиатов увеличился на 55%, а число нарколабораторий на афганском севере, рядом с таджикской границей, существенно возросло. При этом господин Сагынбаев также упомянул о негативной роли новых технологий, отметив: «Раньше на рынке преобладал героин, а сейчас все большую популярность приобретают наркотики, компоненты которых можно купить в аптеках, а потом воспользоваться инструкциями из интернета».
В перерывах между дискуссиями участники сочинской конференции изучали на выставке достижения российского ВПК — делали фотографии с гранатометами, стреляли в электронном тире по мишеням, рассматривали беспилотники и изучали управляемый разведывательно-досмотровый комплекс «Скарабей». Некоторые, впрочем, в ходе визита в Сочи решили сосредоточиться на культурной программе: участникам конференции предлагалось посетить шоу стеклодувов, женский монастырь и этнографический комплекс «Моя Россия».
Михаил Коростиков, Павел Тарасенко
По материалам: “Коммерсантъ”