Завершенное комитетом по разведке палаты представителей США расследование не выявило сговора штаба Дональда Трампа с Россией в рамках предвыборной кампании. РБК приводит выводы, на которых основано заключение комитета
Комитет палаты представителей США по делам разведки 27 апреля опубликовал рассекреченную версию доклада об итогах расследования вмешательства России во внутреннюю политику США и европейских стран. Расследование под руководством главы комитета республиканца Девина Нуньеса началось в январе 2017 года и было завершено к концу марта 2018 года. Конгрессмены изучали работы и связи двух штабов основных кандидатов в президенты США от Республиканской и Демократической партий — Дональда Трампа и Хиллари Клинтон. Из соображений секретности в 235-страничном документе многие места закрашены черным.
Тем не менее в начале документа тезисно указаны основные факты, установленные конгрессменами, и их рекомендации. Доклад уже удостоился похвального сообщения в Twitter от Дональда Трампа: «Вау, закончилась охота на ведьм! [Она] должна закончиться сейчас!» РБК публикует перевод тезисов комитета конгресса.
Установленные конгрессменами факты
По действиям России в Европе
Кремль использует свободную или независимую медиасреду и открытую демократию для проведения «активных мероприятий» в Европе.
Россия поддерживает маргинальные политические силы и НКО в Европе, чтобы продвигать свою повестку, попутно принижая и компрометируя политиков и движения, враждебные Москве.
Россия проводит все более агрессивные кибероперации против европейских правительств, такая тактика продолжит нести фундаментальную угрозу.
Россия обращается к недовольной части общества, нагнетая социальные, политические и национальные противоречия, что призвано посеять рознь, спровоцировать беспорядки и протесты.
Россия использует деловые и экономические связи как инструмент давления, чтобы достигать своих целей, транслировать свое недовольство и чинить расправу.
Власти и СМИ европейских стран принимают целый спектр мер для борьбы с информационной кампанией России.
Атака России на США
Россия организовала кибератаки на политические институты США в 2015–2016 годах.
Связанные с российским государством игроки и другие посредники ответственны за распространение украденных у политических организаций США документов.
Правительство России использовало телеканал RT для проведения злословной кампании влияния в ходе президентских выборов в США в 2016 году.
Российские спецслужбы использовали социальные сети для разжигания социальной розни и подрыва доверия к американской избирательной системе.
Реакция Америки на атаку
Уведомления со стороны ФБР жертвам российских кибератак были по большей части несоразмерными.
Общение между Министерством внутренней безопасности (DHS) и чиновниками избирательных комиссий штатов было затруднено из-за недоверия последних к полномочиям федеральных властей, к этому добавился беспрецедентный уровень киберпроникновений со стороны России.
Совместное заявление директора национальной разведки и DHS Москве по поводу вмешательства в выборы оказалось неэффективным.
Реакция исполнительной власти уже после дня выборов также оказалась недостаточной.
Большая часть выводов в совместном докладе разведывательного сообщества США сделана на основе надлежащих аналитических методов.
Выводы разведывательного сообщества по стратегическим намерениям [президента России Владимира] Путина сделаны без использования надлежащих аналитических методов.
ФБР открыло контрразведывательное следствие на тему вмешательства в американские выборы после получения информации о советнике по внешней политике Трампа Джордже Пападопулосе.
Как часть этого корпоративного расследования ФБР открыло отдельное индивидуальное следствие в отношении [другого советника Трампа] Картера Пейджа.
Собранное [бывшим сотрудником британских спецслужб] Кристофером Стилом досье составило основу запроса на право электронной слежки за Картером Пейджем.
Спецпрокурор США Роберт Мюллер предъявил [бывшему руководителю предвыборной кампании Трампа] Полу Манафорту ряд обвинений, ни одно из которых не связано с подозрениями в сговоре и сотрудничестве с правительством России.
[Бывший советник Трампа по национальной безопасности Майкл] Флинн признал вину в даче ложных сведений ФБР касательно своего разговора с [бывшим послом России в США Сергеем] Кисляком в декабре 2016 года, хотя агенты ФБР при допросе Флинна не заметили с его стороны какого-либо притворства и обмана.
Чиновники правительства не уведомили избирательный штаб Трампа о том, что некоторые из его членов попали под проверку контрразведки.
Обвинения против Агентства интернет-исследований и ряда россиян в феврале 2018 года выводят на чистую воду российских игроков и их намерения по распространению недоверия [среди американцев] к самим кандидатам и политической системе в целом.
Связи штабов кандидатов с Россией
Отвечая на прямо поставленный вопрос, никто из опрашиваемых свидетелей не предоставил доказательств сговора и сотрудничества избирательной кампании Трампа и правительства России.
Комитет конгресса не нашел подтверждения тому, что деловая активность Трампа до начала избирательной кампании создавала основу для подобного сговора после ее старта.
Оппозиция кандидатуре Трампа в истеблишменте Республиканской партии создала возможность для двух менее опытных людей с пророссийскими взглядами — Джорджа Пападопулоса и Картера Пейджа — стать его советниками.
Изменение в позиции республиканцев по Украине выразилось в более жестком отношении к России, не в более мягком, и тут нет доказательств участия в этом Пола Манафорта.
Не найдено доказательств того, что советники Трампа участвовали в краже и публикации документов из штаба Хиллари Клинтон, хотя установлено, что соратники Трампа имели множество неблагоразумных контактов с WikiLeaks.
Картер Пейдж прилетал в Москву в июле 2016 года не в качестве члена штаба Трампа, но комитет конгресса озабочен недостатком сведений о его действиях в ходе этой поездки.
Попытки Джорджа Пападопулоса использовать свои связи в России для организации встречи между советниками Трампа и россиянами оказались неудачными.
[Сын президента] Дональд Трамп-младший, [зять президента] Джаред Кушнер и Пол Манафорт 9 июня 2016 года присутствовали на встрече в Trump Tower, где намеревались получить — но в итоге так и не получили — компрометирующую информацию о кандидате Клинтон из российских источников.
Дональд Трамп-младший имел краткое общение с чиновником российского правительства на ежегодной конференции Национальной оружейной ассоциации (NRA) в 2016 году, но комитет конгресса не нашел доказательств того, что они обсуждали грядущие выборы.
Комитет конгресса не нашел свидетельств тому, что встречи соратников Трампа, включая нынешнего генпрокурора США Джеффа Сешнса, с российскими чиновниками, включая посла Кисляка, отражали сговор и кооперацию с правительством России.
Предполагаемые попытки России установить неофициальный канал передачи информации с соратниками Трампа после выборов указывают на отсутствие сговора между ними в ходе кампании, поскольку иначе в попытках создать такой канал не было бы необходимости.
Перед тем как начать сбор материалов по деловой активности Трампа по заказу оппонентов, исследовательская кампания Fusion GPS проводила исследования в пользу российских интересов.
Юридическая компания Perkins Coie наняла Fusion GPS от лица штаба Клинтон и национального комитета Демократической партии для изучения связей кандидата Трампа с Россией.
Кристофер Стил уверяет, что получил досье [на Трампа] через вторые и третьи руки от якобы высокопоставленных российских источников, связанных с Кремлем и спецслужбами.
Информацию от российских источников Стил передал напрямую Perkins Coie и GPS Fusion, а опосредованно — штабу Клинтон.
Рекомендации комитета
По действиям России в Европе
Европейские власти, НКО, деловые круги, аналитические центры и ученые должны укреплять свою нормативную и законодательную среду, продвигать плюрализм в СМИ, создавать профессиональные журналистские ассоциации и укреплять финансовую устойчивость легитимных медиакомпаний.
Европейские власти, НКО, деловые круги, аналитические центры и ученые должны внедрять и поддерживать многогранные общенациональные меры частных и общественных игроков по противостоянию российской пропаганде и кибероперациям.
Европейские власти, НКО, деловые круги, аналитические центры и ученые должны внедрять более жесткие практики кибербезопасности, например мультифакторную аутентификацию, шифрование важных данных, а также повышать киберграмотность трудовых коллективов.
Европейским правительствам следует искать долгосрочные решения по ослаблению своей экономической зависимости от России.
По связям штабов с Россией
Политические штабы и правоохранительные органы в своих защитных речах по делам контрразведки должны адекватно объяснять роль посредников и третьих лиц.
Конгрессу стоит рассмотреть поправки в текущие законы о финансировании избирательных кампаний, чтобы сделать их более прозрачными в отношении услуг, предоставляемых иностранными лицами и компаниями.
Георгий Макаренко
По материалам: “РБК”