На минувшей неделе в руководстве крупнейшего в мире автопроизводителя произошли насколько неожиданные, настолько и кардинальные перемены. Председатель правления VW Маттиас Мюллер (на снимке), возглавлявший концерн с осени 2015 года, ушел в отставку, а его место занял 59-летний менеджер Херберт Дис, отвечавший за развитие бренда Volkswagen
Заметим, что контракт Мюллера истекал только в 2020 году, а Volkswagen, несмотря на огромные штрафы, наложенные на него в США, показывал неплохие производственные результаты и даже завершил 2017 год с рекордными цифрами, во второй раз подряд обогнав по глобальному показателю продаж своего главного конкурента, японскую корпорацию Toyota.
Продажи автомобилей концерна тогда возросли сразу на 4,3 процента, составив в общей сложности 10,74 миллиона автомобилей. Именно поэтому об отставке Маттиаса Мюллера никто даже не заикался: считалось, что он довольно прочно сидит в своем кресле. Тем не менее, наблюдательный совет компании официально подтвердил, что Мюллер уходит, так как «обе стороны достигли обоюдного согласия» по расторжению действующего контракта топ-менеджера.
Официальная версия отставки такая: совет директоров сомневался, что Мюллер как ветеран VW и достаточно консервативный управленец сможет быстрыми темпами вывести немецкий автомобильный гигант в «новое будущее». А именно: наладить производство электромобилей, а также выпуск машин на автономном управлении.
По неофициальной же версии, одним из инициаторов отставки Мюллера стал лично премьер-министр Нижней Саксонии и член наблюдательного совета VW Штефан Вайль. Возмущение политика от СДПГ вызвало недавнее интервью главы концерна известному немецкому еженедельнику. В нем Маттиас Мюллер отстаивал «законное право» на свою огромную зарплату. По словам топ-менеджера, миллионные выплаты абсолютно оправданны, так как шеф концерна «одной ногой всегда находится в тюрьме». Кроме того, он сравнил большое влияние немецкой политики на работу концерна (земля Нижняя Саксония владеет примерно 20% акций VW) с методами ГДР. «Мы это уже проходили на примере Восточной Германии. Там тоже все было зарегулировано», — заявил менеджер. Кроме того, Мюллеру ставили в вину слишком тесные личные отношения с руководителями некоторых важных поставщиков концерна Volkswagen. Стоит отметить, что экс-глава VW теперь получит выходное пособие: 20 миллионов евро до конца 2020 года, что равняется двум его годовым окладам.
Под руководством нового генерального директора Херберта Дисса автоконцерну предстоит серьезная реорганизация. Так, все бренды, входящие в Volkswagen Group, планируется разделить на три категории — массовые бренды (VW, Seat, Skoda), премиум-класс (Audi) и спортивный супер-премиум-класс (Lamborghini, Bugatti, Bentley). При этом подразделение по выпуску грузовиков и автобусов будет выделено в отдельный бизнес, который впоследствии может провести отдельный листинг (IPO). Cам Херберт Дис станет главой подразделения по выпуску массовых брендов.
Новый исполнительный директор немецкого автогиганта, представляя свою концепцию развития, заявил, что «во время глубоких сдвигов в автомобильной промышленности для Volkswagen жизненно важно набрать скорость». При этом топ-менеджер сослался на те принципиальные изменения, которые сегодня переживает мировая автомобильная индустрия. Речь идет как об ужесточении государственного регулирования и о стремлении к созданию более экологичных автомобилей, так и о приходе в эту сферу экономики новых технологических компаний, которые разрабатывают беспилотные автомобили и электромобили.
Владимир Васильев
“Новый вторник”