Эта компания получила доступ к данным 87 миллионов пользователей фейсбука — чтобы агитировать их за Трампа
2 мая компания Cambridge Analytica объявила о прекращении деятельности. Эта организация, работавшая в Великобритании и США, получила личные данные 87 миллионов пользователей фейсбука и, предположительно, использовала их для продвижения Дональда Трампа во время предвыборной кампании в Америке. Закрывается и SCL Group, материнская компания Cambridge Analytica.
SCL Group была создана в начале 1990-х годов, на сайте компании говорится: «За более чем 25-летнюю историю мы реализовали программы по обороне и по изучению социального поведения более чем в 60 странах». Cambridge Analytica основана в 2013-м, в нее инвестировала семья Мерсер, которая поддерживает американских консерваторов и была главным донором Дональда Трампа во время предвыборной гонки.
О том, что Cambridge Analytica могла существенно повлиять на итоги выборов президента США, стало известно в марте 2018 года, когда британская The Guardian и американская The New York Times опубликовали серию расследований о компании. Как утверждали журналисты, в 2008-м заместитель директора Центра психометрии Кембриджского университета Михал Косински разработал систему, позволяющую создавать психологический профиль пользователей фейсбука, основываясь на информации о лайках, которые они поставили, и ответах на опросники. В 2014 году, как рассказывал сам Косински, к нему обратился сотрудник Кембриджского университета Александр Коган, который предложил заняться сбором информации о миллионах пользователей социальной сети в интересах одной компании. Косински усомнился в этичности таких действий и отказался; тогда Коган, как утверждают журналисты, сам разработал аналогичный тест для фейсбука, опираясь на работы своего коллеги.
Тест Когана прошли 270 тысяч человек, но поскольку они предоставили доступ к своим френдлентам, удалось собрать сведения о 87 миллионах пользователей. Затем преподаватель, по сведениям журналистов, продал все данные Cambridge Analytica. На основе полученных данных компания смогла составить исключительно точные психологические портреты пользователей и в дальнейшем использовала их для таргетированной политической рекламы во время президентской гонки в США. Газета The New York Times утверждала, что с Cambridge Analytica тесно взаимодействовал штаб Дональда Трампа. Качественная работа с избирателями в интернете часто называется одной из главных причин его победы на выборах. Сколько пользователей подверглись таргетированной рекламе, неизвестно. При этом Cambridge Analytica нарушила американский закон, запрещающий иностранцам участвовать в политической рекламе (в Cambridge Analytica работали в основном граждане Канады и Великобритании).
Глава Facebook Марк Цукерберг признал утечку данных. Cambridge Analytica начала процедуру банкротства. Журналисты уверены, что компания продолжит работу под другим названием
Глава Facebook Марк Цукерберг больше недели после публикации никак не комментировал информацию об утечке данных пользователей, хотя журналисты утверждали, что в компании знали об утечке — и ничего в связи с этим не предприняли. 19 марта британский телеканал Channel 4 News опубликовал кадры, на которых руководители компании Cambridge Analytica, в том числе ее руководитель Александр Никс, обсуждают с потенциальным клиентом (его изображал журналист телеканала) дискредитирующие действия в адрес политиков. На одной из встреч Никс заявил, что компания может подкупить конкурирующего кандидата; также он сказал, что домой к конкуренту можно отправить девушек, например с Украины, — чтобы соблазнить его.
22 марта Марк Цукерберг все-таки аккуратно выступилс заявлением об утечке данных: он сказал, что Facebook «совершала ошибки» и компании «есть еще над чем поработать» в части защиты данных пользователей. Он пообещал, что все приложения, имевшие доступ к значительному объему данных, а также те, которые, по мнению соцсети, подозрительно себя ведут, будут тщательно исследованы. Разработчиков приложений, отказавшихся от проверки, пообещали забанить.
10 апреля Цукерберг дал показания в сенате США, 11 апреля — в палате представителей (верхняя и нижняя палаты конгресса США, американского законодательного органа). На этих сессиях глава Facebook наконец признал утечку данных 87 миллионов пользователей (по словам Цукерберга, он и сам был среди этих пользователей), но заверил, что фейсбук все равно абсолютно безопасен: «Я, моя семья и все люди, которых я люблю и которые мне дороги, постоянно им пользуются».
Спустя три недели после выступления Цукерберга перед конгрессменами, 2 мая, Cambridge Analytica заявила, что начинает процедуру банкротства в Великобритании и вскоре начнет ее в США.
«В течение последних месяцев Cambridge Analytica стала жертвой многочисленных необоснованных обвинений и, несмотря на усилия по исправлению этого, была оклеветана за свою деятельность, которая не только законна, но и широко признана как стандартный компонент онлайн-рекламы в политической и коммерческой сферах», — говорится в обращении компании. Там же сообщается, что освещение утечки данных пользователей фейсбука прессой вынудило отвернуться от Cambridge Analytica всех ее клиентов и поставщиков. От ребрендинга в компании отказались, посчитав его бесполезным.
Анонимный сотрудник компании заявил изданию Financial Times, что коллектив уверен в возрождении Cambridge Analytica — только под другим названием. Редактор издания Odserver Кэрол Кэдуолладар, освещавшая историю с утечкой данных, напомнила подписчикам в твиттере, что «SCL и Cambridge Analytica — специалисты по дезинформации»: «Что именно они закрывают и почему?» Журналисты NBCNews 2 мая обратили внимание, что месяцем ранее главный инвестор Cambridge Analytica Ребека Мерсер стала директором в недавно созданной фирме под названием Emerdata: «При подаче бумаг для официальной регистрации в Великобритании она указала в качестве адреса для корреспонденции адрес нью-йоркского офиса Cambridge Analytica. Упс».