Как «Газпром» совершенствует систему контроля качества закупаемых материально-технических ресурсов
Совет директоров ПАО «Газпром» на днях принял к сведению информацию о ходе работ по внедрению системы управления качеством продукции, используемой в производственной и инвестиционной деятельности компании.
Надо отдать должное, что газовый монополист постоянно совершенствует систему контроля качества закупаемых материально-технических ресурсов. Одним из звеньев этой системы является департамент по управлению корпоративными затратами компании, благодаря которому уменьшение издержек, можно сказать, уже вошло в привычку, поскольку такая работа в корпорации ведется уже много лет.
В 2009 году председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер предложил возглавить тендерный комитет Михаилу Сироткину, который тогда был первым заместителем начальника департамента по управлению имуществом и корпоративным отношениям «Газпрома». По словам Сироткина, Миллер тогда «предоставил нам всю корпоративную свободу для того, чтобы не просто эффективно делать закупки, а полностью проанализировать и сделать эффективными все затраты в «Газпроме» – это, прежде всего, вся его расходная часть».
С приходом нового начальника тендерная структура госмонополии заработала столь активно, что вскоре была преобразована в департамент по управлению корпоративными затратами, а штат за несколько лет увеличился в десять раз: с 14 до 140 сотрудников.
Оптимизация затрат компании составляла десятки, и то и сотни миллиардов рублей ежегодно. Например, только в 2014 году эта цифра составляла 146 млрд рублей.
И такие огромные деньги экономились, казалось бы, из ничего. Например, при строительстве газопровода «Сила Сибири» оптимизация расходов только на лесорасчистке – начальной подготовке трассы, по которой пройдет «труба», – уменьшила расходы в три раза. Так, по государственным нормам расценок расчистка 1 гектара оценивается в 1 млн рублей. По первоначальному проекту газопровода, подготовленному проектными институтами компании, 1 га стоил 700 тыс. рублей. А в результате конкурентной закупки, организованной новым департаментом, стоимость лесорасчистки гектара снизилась до 350 тысяч.
Так же показателен пример с выемкой грунта при строительстве той же «Силы Сибири». Например, стоимость выкопанного кубометра земли на юге нашей страны доходит до 1800 рублей. А «Газпрому», после соответствующих исследований и мероприятий департамента по управлению корпоративными затратами, удалось снизить стоимость этих работ в полтора десятка раз – до 112 рублей. И это в условиях вечной мерзлоты Якутии! Вот уж поистине деньги из воздуха, точнее, из грунта! Только в одном случае кто-то на этом наживается, а кто-то жестко пресекает подобные растраты.
Рассказывая о системе оптимизации расходов, Михаил Сироткин подчеркивает, что прежде чем заключить тот или иной договор, департамент сначала сравнивает цены на те или иные работы или услуги на рынке, находит лучшее предложение, и уже от него начинает плясать, объявляя конкурентную закупку «Газпрома». В результате торгов эта самая низкая рыночная еще снижается, и только после этого становится, собственно, ценой договора подрядчика с госмонополией.
«Это очень многих нервирует, не нравится, но мы это будем делать всегда. Закон это позволяет. Для нас важна выгода «Газпрома», – говорил Сироткин.
Вот так, если бы все российские госкомпании и корпорации руководствовались таким же подходом, как в «богатом» «Газпроме», то «оптимизация из воздуха» сэкономила бы в стране огромные деньги.
Сергей Петровский