Стартует уникальный судебный процесс
В непризнанной Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) начинается беспрецедентный процесс над бывшим президентом Евгением Шевчуком. Суд пройдет заочно: экс-президент не находится на территории республики и в конце прошлого года был объявлен в розыск. Ранее он бежал из Приднестровья в сопредельную Молдову и проживал в Кишиневе под охраной молдавской полиции. Сейчас он, по некоторым данным, в России. «МК» выяснил, в чем обвиняется Шевчук.
О том, что уголовное дело Шевчука направлено в суд, заявил 16 мая в ходе отчета перед Верховным советом прокурор ПМР Анатолий Гурецкий. При этом он подчеркнул, что оно не несет никакой политической окраски.
Напомним, второй президент Приднестровья покинул свой пост в декабре 2016 года после поражения на выборах. В конце июня 2017 года Верховный совет ПМР принял решение лишить его неприкосновенности и привлечь к уголовной ответственности. В ночь на 28 июня, накануне сессии парламента, где он должен был дать объяснения по выдвинутым против него обвинениям, экс-президент ночью на лодке переплыл через Днестр и бежал в Кишинев. Там он заявил, что на него якобы готовилось покушение, и был взят под охрану полицией. В Тирасполе против него было возбуждено шесть уголовных дел. Под действие приднестровского закона о заочном рассмотрении уголовных дел подпадают два: по удержанию 30% зарплат и пенсий населения и по коррупционным схемам на госпредприятии. Эти дела могут рассматриваться без обвиняемого.
Обвинения в адрес Шевчука в эксклюзивном интервью «МК» в конце прошлого года прокомментировал премьер-министр ПМР Александр Мартынов. Он пояснил, что во времена президентства Шевчука «значительная часть средств не доходила до бюджета. Через различные схемы денежные средства выводились с государственных предприятий, из финансовой системы государства». Средства выводились с крупнейших предприятий ПМР: Молдавского металлургического завода (ММЗ) в Рыбнице, Приднестровской железной дороги, предприятий сферы естественных монополий — таких как электрические распределительные сети, водоканал, распределительная компания «Тираспольтрансгаз Приднестровье».
«За предыдущие 5 лет эти предприятия обросли фирмами-посредниками, через которые выводились оборотные средства. Например, с ММЗ за два года было выведено около 50 миллионов долларов США оборотных средств. По состоянию на начало 2017 года этот завод фактически прекратил свою работу», — пояснил премьер.
Через эти фирмы-посредники (их обычно именуют «прокладками») оборотные средства приднестровских предприятий выводились в офшоры. При этом люди, которые выстраивали все эти коррупционные цепочки, назначались на эти предприятия при явном покровительстве Евгения Шевчука. Например, на ММЗ «рулил» друг Шевчука казахский бизнесмен Талгат Байтазиев, которого называли главным «казначеем» экс-президента. Утверждали, что Байтазиев был даже «посаженым отцом» на свадьбе Шевчука с экс-главой МИД ПМР Ниной Штански.
Общий объем выведенных при Шевчуке из ПМР средств может, по оценке Александра Мартынова, достигать сотен миллионов долларов. В результате чего в тот момент, когда он занял пост премьера, положение дел в экономике Приднестровья было критическим: «Дефицит бюджета в процентах к ВВП составлял 25%, причем 10% из них — это был дефицит, не обеспеченный реальными источниками финансирования. Отрицательное сальдо валютных активов Центрального банка — более 40 миллионов долларов».
Настораживает только одно. Расследование в отношении экс-президента ПМР было завершено еще в марте. По сообщению Следственного комитета ПМР, уголовное дело по обвинению Шевчука было передано в Верховный суд для рассмотрения по существу еще 27 марта 2018 года. С чем связано то, что за прошедшее время суд так и не начинался? Не хотелось бы думать, что к делу подключились высокие покровители Шевчука из РФ, которые у него там, несомненно, имеются.
Марина Перевозкина
По материалам: “Московский комсомолец”