Бывший губернатор Новосибирской области в интервью местному СМИ обрушился с резкой критикой на врио губернатора Андрея Травникова
Толоконский обвинил Травникова в безынициативности и в том, что все решения в области принимаются «по звонку из Москвы». Будучи членом «Единой России», Толоконский, тем не менее, заявил, что в грядущей губернаторской кампании будет поддерживать не нового московского назначенца Травникова, а мэра Новосибирска Анатолия Локотя.
Виктор Толоконский — ветеран региональной политики. В 1996 году он стал мэром Новосибирска, в 2000 году — губернатором области, в 2010-м получил должность полпреда президента страны в Сибирском федеральном округе. К 2014 году в Кремле, наконец, осознали, что он сосредоточил в своих руках слишком много властных рычагов в регионе, что свело к минимуму влияние федерального центра, и немеренно отправили Толоконского подальше от Новосибирска, назначив губернатором Красноярского края. Однако он не пожелал там долго оставаться и вернулся в Новосибирск в 2017 году, став советником мэра Новосибирска, своего протеже Анатолия Локотя, члена КПРФ, которого он подсадил в кресло мэра в 2014 году.
Этот демарш немолодого и опытного политика удивил многих. Удивился даже премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, который немедленно после резонансного интервью Толконского вычеркнул того из списков новых членов директоров РЖД.
Причиной этого стала ситуация вокруг осенних выборов новосибирского губернатора, как пишут «Ведомости». Речь, в частности идет именно об интервью Виктора Толоконского НДН.инфо, в котором тот «жестко раскритиковал Травникова».
Ранее уволили Толоконского и из Сибирского института управления – филиала РАНХиГС, где он был штатным экспертом.
Ни для кого не секрет, что Толоконский уже давно выпрашивал у правительства какую-нибудь синекуру, униженно ходатайствовал также об очередной награде, умолял не давать ход накопившемуся за время его красноярского губернаторства компроматному материалу.
И получил – понятно, не награду, потому что награждать в общем-то не за что. Но синекуру в виде назначения в совет директоров РЖД.
И вдруг, будто с катушек сорвался, публично поддержал своего протеже Локотя, прекрасно понимая, что идет наперекор воле Президента, сделавшего ставку на врио губернатора региона Андрея Травникова. Толоконский даже не скрывает своей жесткой оппозиции Кремлю, обрушив на читателя жесткую критическую риторику, которой позавидовали бы Ходорковский с Навальным.
В чем причина подобного, прямо скажем, неразумного поведения со стороны ветерана российской региональной политики, прекрасно ориентирующегося во всех темных закоулках российских коридоров власти? С катушек съехал или умом повредился?
Ни в коем разе! Никогда еще, на наш взгляд, поведение Виктора Толоконникова не было столь обдуманным и рассчитанным до мельчайших деталей. Дело в том, что он понял, что несмотря на некоторые шаги ему навстречу, к которым можно отнести его назначение в совет директоров РЖД, ответственности за свои сомнительные дела в Красноярском крае ему не избежать. И решил сыграть на опережение, чтобы наработать имидж жертвы политических преследований. Это в случае, если поддерживаемый им Анатолий Локоть не сможет победить на будущих губернаторских выборах. Тогда Толоконский сможет пойти по пути Родченкова, Навального и того же Ходорковского, которые нагрешив и наследив в России, подались в заграничные бега, став политическими беженцами.
А если же Локоть победит, то, надо полагать, обеспечит своему опекуну место в Совфеде, что гарантирует Толоконскому на несколько лет депутатскую неприкосновенность.
Толчком к резонансному демаршу Толоконского послужило его увольнение из экспертов РАНХИГС. Он сразу же распустил слухи, что началось его преследование по политическим мотивам и организовал то самое интервью, которое и положило конец терпению Кремля.
В этой истории нет морали, так как не морали у ее главного антигероя, Виктора Толконского, который меняет свое политическое обличье каждый раз, когда считает это выгодным для себя. Его можно назвать Дорианом Греем от региональной политики. Был такой, если помните литературный персонаж, который был на людях приветлив и прекрасен лицом. А придя домой, он с ужасом смотрел на свой портрет на стене, на котором явственно проступали его ужасные пороки и пристрастья.
Толконский рисует свой политический потрет самыми яркими социальными красками, но на деле он вовсе не имеет политического лица, чему не позавидовал бы даже насквозь порочный Дориан Грей. Сегодня он – на стороне действующей власти и видит в ней одни достоинства. А завтра – бежит вереди оппозиционного паровоза и вострит лыжи за рубеж, примеряя тяжелые вериги политического страдальца за правду.
Однако, шансов на успех высокорискованного политического замысла у господина Толконского крайне мало. Его, похоже, опередят если не российские правоохранители, то наверняка общественное мнение, которое устало от всех этих родченок и навальных, как чертики выскакивающих из политической шкатулки Запада, и стригущих дивиденды на очернении российского руководства.
Скорее всего, и сам Толконский это понимает. Но старый интриган не может смириться с пугающим его политическим небытием, а, возможно и более негативными перспективами, и устраивает скандал ради скандала. Похоже, что это тот случай, о котором говорят – весь пар в гудок ушел.
Сергей Соловьев, политолог