На что спускает свой бюджет Третьяковская галерея?
После инцидента с картиной “Иван Грозный и сын его Иван…” стало понятно, что Третьяковка тратит деньги на что угодно, кроме обеспечения охраны и безопасности уникальных шедевров.
Пока специалисты и реставраторы столичной Третьяковской галереи ломают голову над тем, как восстановить знаменитую картину Ильи Репина “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года”, эксперты пытаются понять, как вообще была организована система охраны в одном из главных музеев страны. Из годового бюджета Третьяковки почти в 1 млрд рублей на обеспечение безопасности культурных шедевров стоимостью в сотни миллиардов рублей тратится менее 20 миллионов рублей.
Во вторник Замоскворецкий суд Москвы на два месяца арестовал 37-летнего вандала из Воронежа Игоря Подпорина, который прославился тем, что вечером 25 мая повредил полотно “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года”. Теперь его обвиняют в уничтожении или повреждении особо ценного объекта культурного наследия. Если вина воронежца будет доказана судом, ему грозит штраф до трёх миллионов рублей или лишение свободы на срок до шести лет.
Из миллиарда — два процента на охрану
Теперь уже всем понятно, что шедевры мирового искусства, выставленные в Третьяковской галерее, практически не защищены от вандалов. Музей заботится в основном о том, чтобы стекло на рамке картины было долговечным и не бликовало. Поэтому большинство стёкол картин стойкие к внешним воздействиям и с двухсторонним антибликовым покрытием.
По словам главного хранителя Третьяковки Татьяны Городковой, картина Ильи Репина “Иван Грозный и сын его Иван…” была защищена обычным антибликовым стеклом, а на самом полотне не было антивандальной плёнки. Как и у большинства других уникальных произведений живописи. Таким образом, судьбу картины Репина может повторить любое другое полотно или экспонат.
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова говорит, что за несколько лет в музее застеклили сотни работ антибликовым стеклом и усовершенствовали систему видеонаблюдения. Теперь в галерее установлено более сотни видеокамер, интегрированных с постами ведомственной охраны и Росгвардии. Однако, как отмечают в столичной полиции, в зале № 30, где 25 мая 2018 года висела картина Репина, система видеонаблюдения не работала.
Опрошенные Лайфом эксперты по безопасности считают, что случившегося можно было избежать, если бы руководство Третьяковки не экономило на охране. Из ежегодного бюджета музея в 1 млрд рублей на охрану тратится около 2%.
Так, по контракту с Росгвардией на 2017 и 2018 годы музей заплатил за охрану 32 миллиона рублей — из расчёта по 16 миллионов в год. За эти деньги гвардейцы круглосуточно дежурят на 16 постах, которые расположены в 15 зданиях из 25. Под вооружённой охраной находится семь зданий галереи в Лаврушинском переулке, два в Кадашевском переулке, объекты в переулке Васнецова, Малом Толмачёвском и Большом Левшинском переулках, на Крымском Валу.
Ещё более семи миллионов рублей Третьяковская галерея в 2017–2018 годах потратила на обслуживание и установку сигнализации и других технических систем безопасности.
— Это обслуживание системы пультовой охраны и тревожных кнопок, интегрированных с дежурными частями Росгвардии и отделами полиции, — отмечается в госконтрактах.
Уборщики вместо охраны
Годовой бюджет Третьяковской галереи составляет примерно 1 млрд рублей. Около 70% этой суммы — государственные субсидии на выполнение госзадания, остальное — доходы от оказания платных услуг: продажи билетов, экскурсий, лекций, реализации книжной, сувенирной продукции. В 2017 году музей заработал на продаже билетов и иной коммерческой деятельности 11,1 млн рублей.
— Важная часть бюджета — помощь друзей музея, без поддержки которых мы не смогли бы делать серьёзные выставочные проекты, — утверждает собеседник Лайфа в галерее.
На что же руководство Третьяковки тратило гигантский бюджет? Как выяснил Лайф, точно не на охрану. В Третьяковке работает почти 1200 человек. Средняя зарплата — 40 тыс. рублей. Таким образом, только на зарплату уходит около 500 млн рублей ежегодно.
Есть и другие важные траты. Например, в 2016–2017 годах музей заплатил почти 10 млн рублей за гардеробное обслуживание. В прошлом году музей выделил 39 млн рублей на уборку в зданиях и помещениях галереи на Крымском Валу, а также в Лаврушинском и Толмачёвском переулках.
Согласно техзаданию, уборка зданий музея включала в себя чистку латунных поверхностей, кровель, глубокую размывку мраморных покрытий, протирку стёкол, мытьё люстр, а также озеленение территории галереи и уход за могилами семьи Третьяковых на Новодевичьем и Даниловском кладбищах.
В октябре 2017-го музей купил немецкие светильники по 39,3 тыс. рублей за штуку. Общая сумма контракта составила 4,7 млн рублей.
Ещё 400 тысяч в 2018-м руководство музея направило на доработку собственного сайта “в связи с выявленными в процессе работы сайта новыми или более приоритетными задачами”. По условиям этого контракта подрядчик, например, должен был разработать раздел “Онлайн-пожертвования”.
— На странице “Сделать пожертвование” должна быть размещена активная гиперссылка на страницу или файл с текстом оферты, а также должна быть размещена активная ссылка на страницу оплаты банка-партнёра, позволяющая совершить электронный банковский перевод. Информацию о банке-партнёре предоставляет заказчик, — говорится в техзадании к контракту.
Согласно техзаданию, все работы на сайте должны были быть выполнены ещё в марте, однако, согласно данным с портала госзакупок, доработка сайта ещё продолжается.
Не виноватые мы
В самой Третьяковке винят в случившемся оптимизацию госрасходов на подразделения вневедомственной охраны Росгвардии, которая началось несколько лет назад.
— В 2015 году музеи почти убедили отказаться от охраны полицией, отдав эти функции ЧОПам. Однако вооружённую охрану Росгвардии нам оставили, сократив посты. Но, очевидно, теперь опять добавят, — надеется Трегулова.
По словам собеседника Лайфа в МВД РФ, все федеральные музеи решили экономить на охране, хотя премьер-министр Дмитрий Медведев разрешил музеям создавать ведомственную охрану и финансировать из средств своего бюджета.
— Для такого гиганта, как Третьяковка, это бы обошлось в сотни миллионов рублей. Однако, видимо, шедевры решили охранять силами бабушек-смотрительниц и мобильными группами своей охраны. Это когда два-три сотрудника контролируют пять залов, обходя их время от времени, — говорит полицейский. — Таких сил явно недостаточно.
По материалам: “Life.ru”