Своими размышлениями о политической и социально экономической ситуации в республике делится председатель Государственного комитета информации и печати Южной Осетии Вячеслав ГОБОЗОВ
Важно осмыслить и проанализировать современные геополитические тенденции в таком стратегически значимом регионе, как Кавказ, в том числе, что представляется актуальным, происходящие в Республике Южная Осетия политические и экономические процессы, а также международную атмосферу вокруг нее. Главный вопрос для нас – подготовка к парламентским выборам 2014 года, которая проходит в открытой политической атмосфере, в обстановке конструктивной критики действий властей всех уровней, отличается активным участием рядовых граждан в обсуждении будущего страны.
При этом продолжается процесс осмысления последствий трагических событий пятилетней давности, современного этапа взаимоотношений России, Грузии, Южной Осетии и Абхазии, а также степень и характер влияния на данные процессы других геополитических игроков.
Считаю необходимым отметить несколько аспектов, касающихся геополитических итогов войны тбилисского режима против Южной Осетии и последовавшей за этим операции по принуждению агрессора к миру и признания Москвой государственной независимости Южной Осетии и Абхазии. Можно говорить о том, что август 2008 года стал неким своеобразным Рубиконом, после которого окончательно стало ясно, что закат однополюсного мира если еще и не завершен, то, во всяком случае, уже не за горами. Прошедшие пять лет со всей очевидностью продемонстрировали, что решения и действия, предпринятые тогда руководством России, были единственно верными и практически безальтернативными.
Как правопреемник Российской империи и Советского Союза Российская Федерация не могла не нести определенной исторической и правовой ответственности за раздел Осетии. Ведь в свое время Осетия вошла в состав Российской империи как единое государственное образование, а на Северную и Южную части была поделена вследствие волюнтаристских решений царской администрации и большевистских вождей. Как ответственное государство, Российская Федерация не могла при этих условиях самоустраниться от событий, происходящих в Южной Осетии. Признание Россией независимого Югоосетинского государства полностью соответствовует нормам международного права, так как «становление и правовое оформление Республики Южная Осетия произошло до международного признания нынешнего грузинского государства, до принятия его в состав ООН и до вступления Грузии в СНГ, откуда она затем вышла».
Грузино-югоосетинское “общежитие”, как со всей наглядностью свидетельствует многовековый опыт, было возможно только в рамках тоталитарной системы и только при условии широкого применения репрессивного аппарата грузинскими властями против Южной Осетии. В любой другой ситуации столь противоестественный союз не имел бы даже трагического прошлого, не говоря уж о будущем.
Нынешним тбилисским властям, в том числе и лидерам “Грузинской мечты”, как и предыдущим правителям этой страны, – улучшение отношений с Россией, скажу откровенно, нужно, не в последнюю очередь для того, чтобы Москва поспособствовала им вернуть Южную Осетию и Абхазию в состав Грузии. Это очень опасная иллюзия, потому что ни о каком вхождении Южной Осетии в состав Грузии ни под каким видом речи быть не может ни сегодня, ни когда-либо в будущем. Курс Республики Южная Осетия на независимость, строительство своего государства и всестороннюю интеграцию с Россией не имеет альтернативы. Этот курс не зависит от того, какие силы будут находиться у власти в Грузии, не изменится ни в результате уговоров друзей или угроз врагов, ни вследствие какого угодно внешнего давления.
Как представляется, в историческом плане нуждается в уточнении и терминология, которая используется в информационно-пропагандистской работе при описании событий августа 2008 года. В публикациях, даже российских политологов и журналистов, часто имеют хождение такие определения, как «пятидневная война», «российско-грузинская война» и тому подобное. Это, на мой взгляд, не столь безобидно, как может показаться, потому что, по большому счету, такая трактовка вольно или невольно представляет Россию в качестве «агрессора», якобы, аннексировавшего часть территории другого государства. Это совершенно неверно, ибо не было войны “пятидневной”, “августовской”, или “российско-грузинской”.
Была 18-летняя агрессия Грузии против Южной Осетии, кульминационной частью которой стала военная операция “Чистое поле”, спровоцированная, в том числе, и внешними силами, и последовавший за ней российский ответ по принуждению агрессора к миру. Поэтому следовало бы учитывать эти и другие отнюдь не безобидные терминологические нюансы.
Истекшее пятилетие было далеко не легким для Южной Осетии. В процессе построения независимого государства не обходится без упущений и ошибок. Немало проблем стоит перед молодым государством и сегодня. Большинство из этих проблем общеизвестно, никто их не скрывает, широкая дискуссия о путях их решения идет даже за пределами РЮО.
Мы заинтересованы в том, чтобы эта дискуссия о процессах, зачастую противоречивых, идущих в Южной Осетии, была еще более масштабной, чтобы в ней участвовали ответственные и авторитетные ученые, политологи, общественные деятели, в том числе зарубежные.
В общественном сознании превалирует убеждение, что построение независимого жизнеспособного, демократического государства – это историческая задача, которая народу Южной Осетии вполне по плечу, которая становится осетинской национальной идеей. И народ республики будет благодарен всем друзьям, которые разделят с нами трудности и надежды на мирную жизнь.
Вячеслав ГОБОЗОВ
председатель Государственного комитета информации и печати Южной Осетии
P.S. Статья подготовлена на основе выступлений автора на общественно-политических мероприятиях.