Деньги взяткодателей и контрабанду заберут в казну
На своём заседании 14 июня 2018 года Верховный суд РФ решал важный вопрос: как быть с деньгами или имуществом, которые передаются в виде взятки чиновникам. Сейчас общей практики в судах нет. Одни суды возвращают деньги взяткодателям, другие — нет. В итоге Верховный суд решил, что раз взяткодатель принимает участие в коррупционном преступлении, то и возвращать ему ничего не нужно. То же самое будет и с товарами или имуществом, которое переправили через границу контрабандисты.
Иное дело, когда взяткодатель сообщил силовикам о том, что у него вымогают взятку, поэтому стал участником так называемого оперативного эксперимента. Это когда деньги метятся специальным составом, а их номера переписываются, после чего под контролем оперативников передаются взяточнику. Если для эксперимента использовались деньги самого взяткодателя, то, как решил Верховный суд, они должны быть возвращены владельцу.
— Имеется в виду, что если владелец денег и других ценностей, переданных в качестве взятки или подкупа, добровольно участвовал в следственном эксперименте, то ему следует вернуть его средства или имущество, — пояснил Лайфу решение ВС РФ адвокат Илья Алексеев.
Коллега Ильи Алексеева юрист Тимур Хутов считает, что указание ВС РФ на то, что деньги можно вернуть лицу, участвовавшему в оперативном мероприятии, будет положительно влиять на практику. Важное пояснение ВС РФ о том, что орудие преступления может быть изъято в рамках любой статьи УК РФ.
— Данное новшество может существенно расширить применение института конфискации. На это направлено и положение о том, что апелляция может изменить положение обвиняемого к худшему в части конфискации. В целом положения направлены на то, чтобы институт конфискации заработал эффективно и повсеместно. Сейчас его используют сравнительно редко, при этом возникает множество вопросов, на которые и постарался ответить ВС РФ, — считает Хутов.
По словам следователей и оперативников, решение Верховного суда поможет решить ряд серьёзных проблем в борьбе с коррупцией.
— Извечная проблема заключается в том, что нам трудно найти необходимую сумму для оперативного эксперимента, не говоря уже о сроках. А если, например, чиновник просит 500 тысяч долларов или миллион? Где их взять быстро? Вот и приходится делать денежные “куклы” из бумаги. Многие взяткодатели боятся предоставлять свои личные деньги, потому что нет гарантии, что их вернут после расследования, — рассказал Лайфу один из следователей СКР по Москве, специализирующийся на коррупционных преступлениях. — Я думаю, что теперь, после решения Верховного суда, бизнесмены будут охотнее давать свои личные деньги на эксперимент.
Так, например, было во время оперативного эксперимента по передаче взятки в два миллиона долларов бывшему главе Минэкономразвития Алексею Улюкаеву. Согласно показаниям генерала ФСБ Олега Феоктистова, который ранее возглавлял службу безопасности “Роснефти” и с чьей подачи проводилась эта антикоррупционная операция, деньги для эксперимента предоставил один из бизнесменов. Через несколько дней Замоскворецкий райсуд Москвы должен решить судьбу этих средств, которые пока считаются вещдоком. Возможно, их вернут Феоктистову, который в свою очередь передаст их таинственному хозяину.
Ежегодно под конфискацию взяток может попасть более одной тысячи человек. Согласно статистике Верховного суда, за 2017 год в России было осуждено почти 1100 чиновников за получение взятки и 1200 человек — за то, что они давали взятки.
Верховный суд также постановил, что и контрабандисты не смогут получить назад незаконно вывезенное на территорию России имущество.
— Разъяснить судам, что имущество подлежит конфискации и не может быть возвращено лицу, являющемуся его владельцем, если это лицо участвовало в совершении преступления (например, владельцу предметов контрабанды, участвовавшему в их незаконном перемещении), — говорится в постановлении Верховного суда.
Комментируя решения Верховного суда РФ об особенностях изъятия ценностей, денежных средств и имущества фигурантов уголовных дел, юрист Александр Островский заявил Лайфу, что под конфискацию попадают деньги, ценности и иное имущество, используемые для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, незаконных вооружённых формирований, преступных сообществ.
— Ранее суды могли толковать по-разному, что делать с имуществом злодеев, — говорит юрист.
Верховный суд чётко определил, что подлежат конфискации в доход государства и сами орудия и приспособления, используемые для совершения преступления.
— Автомобиль с тайниками, эхолот, навигатор или оргтехника могут считаться орудием преступления и, следовательно, подлежать конфискации, — говорится в постановлении Верховного суда. — Однако, прежде чем выносить данное решение, суду необходимо удостовериться, что оно является собственностью обвиняемого.
Отдельно Верховный суд РФ разъясняет, что смерть обвиняемого или прекращение уголовного дела по нереабилитирующим обстоятельствам не является освобождением от конфискации имущества.
Верховный суд постановил, что апелляционные инстанции судов имеют право ухудшить положение обвиняемого в ситуации с конфискацией его имущества.
— При производстве в суде апелляционной инстанции обвинительный приговор, определение или постановление суда первой инстанции в части конфискации имущества могут быть отменены или изменены в сторону ухудшения положения осуждённого, но только по представлению государственного обвинителя или по жалобам участников судопроизводства со стороны обвинения, — говорится в постановлении ВС РФ.
Александр Раскин
По материалам: “Life.ru”