«Это дорогого стоит», — прокомментировал визит российского руководства в Минск президент Белоруссии Александр Лукашенко
Состоявшееся в Минске заседание Высшего Государственного совета Союзного государства было необычным сразу по нескольким причинам. Это редкий случай, когда ради поездки в Минск все высшее руководство России покинуло страну: в делегации помимо Путина были премьер Дмитрий Медведев, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и спикер Госдумы Вячеслав Володин. «Вы знаете, это дорогого стоит — наверное, нигде, ни в какую страну все высшее руководство России вот так не приезжает, как в Беларусь. Мы это ценим, Владимир Владимирович», — расчувствовался Лукашенко.
Интрига состояла и в том, что это была третья зарубежная поездка Путина после его переизбрания: традиционно — после выборов в 2000, 2004 и 2012 годах — Минск значился первой зарубежной поездкой российского президента. Возможно, это свидетельство об изменении динамики отношений. Всего же с 2000 года президент России посещал Белоруссию 22 раза. Встреча между президентами шла за закрытыми дверями. Встречи «с глазу на глаз» нужны, чтобы обсудить чувствительные вопросы, пояснил по ее итогам Лукашенко. Что происходит в отношениях двух стран и почему разлад в спорах между Москвой и Минском все чаще становится публичным?
Союзное государство
Главным достижением интеграции России и Белоруссии стало создание равных прав для граждан обеих стран на социальное обеспечение, участие в хозяйственной деятельности, получение образования, трудоустройство, оплату труда, предоставление медицинской помощи, развитие сотрудничества в сфере культуры, спорта и туризма. Лукашенко на президентских выборах 1994 года обещал гражданам союз с Россией. В мае 1995 года в республике состоялся референдум, на котором 83% избирателей поддержали экономическую интеграцию с Россией. Вопрос о политической интеграции России и Белоруссии никогда на референдум не выносился.
Восьмого декабря 1999 года был подписан договор о создании Союзного государства России и Белоруссии. В течение нескольких лет работала российско-белорусская комиссия по подготовке проекта Конституционного акта Союзного государства. Многократные попытки выйти на подписание документа не увенчались успехом. Особую сложность вызвали вопросы об органах Союзного государства, их полномочиях и взаимоотношениях, а также проблема разграничения предметов ведения. Союзное государство не является субъектом международного права, не имеет общих органов власти, единых законов, валюты, флага, герба и иных атрибутов государственности. Более корректно было бы говорить о союзе государств, чем о Союзном государстве. Не стоит ожидать серьезного углубления интеграции, так как это приведет к утрате части белорусского суверенитета, к чему Минск не готов. Интеграции на равных быть не может ввиду разного масштаба государств. В нынешнем виде Союзное государство представляет собой мифический проект. Бюджет (около 7 млрд рублей в 2018 году) тратится на содержание аппарата с неопределенными полномочиями, поддержку малоэффективных и непрозрачных проектов.
Внешняя политика
Согласно договору, в полномочия Союзного государства входит согласованная внешняя, бюджетная, оборонная политика, денежно-кредитная и налоговая системы, таможенные вопросы, системы энергетики, транспорта и связи. В реальности мы наблюдаем, что в последние годы Россия и Белоруссия проводят независимую друг от друга внешнюю и оборонную политику, укрепляют собственное информационное пространство, границу и др.
С 2014 года наблюдается нарастание политических разногласий по многим внешнеполитическим вопросам. Белоруссия пытается проводить собственную многовекторную внешнюю политику, которая вступает в противоречие с союзными принципами. Внешнеполитический курс республики в условиях противостояния между Россией и Западом подвергся серьезной коррекции. Результатом такой политики официального Минска стал кризис доверия между двумя партнерами по Союзному государству. На официальных встречах стороны стараются демонстрировать отсутствие каких-либо проблем, но многочисленные факты демонстрируют серьезные расхождения по разным вопросам.
В июле 2017 года четыре из шести членов делегации Белоруссии в ПА ОБСЕ проголосовали за итоговую декларацию минской сессии ассамблеи. Частью этого документа стала украинская резолюция с осуждением «агрессии России против Украины» и «временной оккупации Крыма и Севастополя». В марте 2018 года белорусский министр иностранных дел совершил первый за 25 лет визит в Великобританию в дни, когда Лондон высылал российских дипломатов.
Украинский кризис открыл окно возможностей для Минска наладить диалог с Западом и выйти из политической изоляции. Несмотря на это, Лукашенко по-прежнему является нерукопожатным политиком на Западе и его визиты в страны Евросоюза можно пересчитать на пальцах одной руки. В числе последних — поездка в Литву в 2009 году и посещение Рима во время поездки в Ватикан в 2016 году. В конце мая текущего года Александру Лукашенко неожиданно позвонил федеральный канцлер Австрии Себастьян Курц и пригласил посетить Вену с официальным визитом. Большая заслуга в этом министра иностранных дел Белоруссии Владимира Макея, которого многие страны Запада хотели бы видеть в роли будущего главы государства.
В ближайшее время стоит ожидать усиления давления на белорусское руководство со стороны ЕС и США, направленное на ослабление политического, экономического, военного и гуманитарного сотрудничества с Россией. Расширение контактов с Евросоюзом создает новую политическую обстановку в преддверии президентских и парламентских выборов 2019-2020 годов. Белорусское руководство вошло в режим внешнеполитического балансирования между Москвой и Брюсселем, пытаясь, с одной стороны, легитимизировать на Западе свои претензии на бессрочную монополию на власть в республике на ближайшие пять лет, а с другой — сохранить финансовую поддержку со стороны Москвы.
Экономическое сотрудничество
По итогам 2017 года белорусско-российский товарооборот увеличился на 23,5% и достиг $32,4 млрд. Поставлена задача в ближайшие годы выйти на $50 млрд. В 2017 году на долю России приходилось $3,7 млрд, или 38,1% общего объема привлеченных за этот период в Белоруссии иностранных инвестиций.
Социально-экономическая стабильность Белоруссии напрямую связана с возможностями, открывающимися перед республикой на общем рынке Евразийского экономического союза, что, однако, не стимулирует белорусское руководство к выполнению ранее заключенных интеграционных соглашений. Политика имитации интеграции, которую проводит белорусское руководство, связана с желанием Минска, с одной стороны, сохранить и увеличить экономические преимущества от формального участия в евразийском интеграционном проекте, а с другой стороны — одновременно минимизировать обязательства в рамках ЕАЭС. Имеющееся в белорусском руководстве недовольство условиями участия в ЕАЭС отражает накопившиеся в белорусской экономике фундаментальные проблемы, которые невозможно решить за счет партнеров по евразийской интеграции, а также отражает различия в экономических системах двух стран и неготовность Белоруссии к полноценной интеграции в рамках евразийского проекта, включая свободу перемещения товаров, услуг, труда и капитала. На заседании Госсовета Лукашенко подчеркнул важность решения актуальных для Минска и Москвы вопросов на двустороннем уровне, а не в рамках ЕАЭС, что еще раз показывает недовольство белорусского руководства евразийским интеграционным проектом.
Периодически возникающие ограничения на ввоз в Россию белорусской продовольственной продукции вызваны нарушениями ветеринарно-санитарных требований, а также фактами поставки товаров из ЕС и Украины, в отношении которой Россия ввела запрет в 2014 году. Одним из путей решения вопроса является внедрение обязательной электронной ветеринарной сертификации (ЭВС).
Ввод белорусской АЭС в конце 2019 года позволит сократить потребление газа и снизит остроту споров по цене на газ. В числе будущих рисков стоит отметить возможные потери белорусского бюджета после завершения в России «налогового маневра» с отказом от взимания вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Общий объем потерь может превысить $2 млрд, что составляет около 20% доходов бюджета в 2018 году.
Интересный факт. На прошедшем в конце мая Петербургском международном экономическом форуме отсутствовали секции по российско-белорусским отношениям, а также впервые на выставке не был представлен белорусский стенд. В то же время осенью в Могилеве состоится очередной форум регионов России и Белоруссии. Аналогичное мероприятие в прошлом году проходило в Москве и списки участников формировались совершенно непонятным образом.
Российско-белорусская граница
В рамках Союзного государства страны не имеют согласованной визовой политики. По данным индекса паспортов, на начало 2018 года Россия имеет безвизовый режим со 118 странами, в то время как белорусские граждане могут посетить без виз 76 стран. В феврале 2017 года Москва в одностороннем порядке ввела на российско-белорусской границе контроль граждан и грузов из третьих стран, а также проверки паспортов на авиарейсах и поездах. Основной причиной стал безвизовый режим, который белорусская сторона установила для граждан 80 государств. За 2017 года таким правом воспользовались всего около 83 000 иностранцев.
В то же время более 70% туристов составляют россияне. Иностранцы не могут въехать в Россию через Белоруссию из-за отсутствия международных пунктов пропуска. На протяжении почти двух лет стороны ведут переговоры о взаимном признании виз. В конце мая удалось подписать временное соглашение, которое позволяет пересекать границу лишь болельщикам чемпионата мира по футболу и предстоящих в 2019 году Европейских игр в Минске. На встрече в Минске Александр Лукашенко подчеркнул, что белорусская сторона «в условиях необходимости обеспечения безопасности с пониманием относится к позиции россиян о применении элементов пограничного контроля».
В начале июня Белоруссия и Китай подписали соглашение об установлении безвизового режима, которое должно вступить в силу осенью 2018 года. В такой ситуации стоит ожидать новых сложностей в переговорах по взаимному признанию виз и не исключено появление полноценной российско-белорусской границы. Значимым решением было бы создание аналога шенгенской зоны в рамках Евразийского экономического союза.
Права граждан
В рамках Союзного государства гражданам гарантируются равные права. Но случаются исключения, которые пока не разрешены. Например, российские граждане платят в белорусских гостиницах, медицинских заведениях, санаториях, некоторых вузах как иностранцы. Не урегулирован вопрос с привлечением российских адвокатов для защиты в белорусских судах. Равные права на обучение в вузах ограничены разницей в механизмах приема. Есть сложности с защитой прав белорусских граждан от недобросовестных работодателей в России и отменой роуминга между странами.
Вызывают озабоченность права граждан двух стран, подвергающихся преследованию за свои взгляды и убеждения. Выходящей за рамки союзнических отношений является выдача белорусскими властями российского гражданина Азербайджану, регулярная депортация граждан России из Белоруссии по политическим мотивам, аресты белорусских граждан за сотрудничество с российскими организациями и СМИ. Некоторые граждане Белоруссии, проживающие в России, не могут въехать в свою страну, опасаясь преследований и арестов за позицию по вопросам двусторонних отношений. При этом российский МИД и иные ведомства не замечают данные проблемы. В то время как аналогичные случаи, имеющие место в соседней Украине, находят отклик со стороны российского внешнеполитического ведомства и СМИ. Преследование граждан за их взгляды подрывает процесс формирования двусторонних союзных отношений Белоруссии и России.
В сложившихся условиях представляется важной серьезная ревизия и реформирование проекта «Союзное государства» с целью качественного повышения эффективности российско-белорусского сотрудничества, оптимизации системы управления и сокращения расходов на бюрократический аппарат. При этом важно сохранить максимальный уровень двустороннего взаимодействия, взаимной социальной защиты граждан, гуманитарного, культурного сотрудничества и др. Необходимо сосредоточиться на укреплении экономической интеграции в рамках ЕАЭС, военной в рамках ОДКБ, иных направлений в рамках СНГ. Сохранение проекта «Союзное государство» в текущем виде лишь откладывает разрешение накопившихся сложных вопросов двусторонних отношений.
Дмитрий Болкунец
По материалам: “Forbes”