Госслужащих в России ожидает пенсия в 150 тысяч рублей, обычным людям не гарантированы даже похороны
Пенсионную реформу активно обсуждают с середины июня. Хотя началась она раньше. Возраст выхода на пенсию для госслужащих стали повышать еще в 2017 году. Это было преподнесено так, будто чиновники в государственных интересах готовы работать больше остальных россиян. О том, что вслед за пенсионным возрастом им повысят и пенсионные пособия, официальные лица предпочитали молчать. Хотя повышение оказалось весьма значительным. Его размер главы российских регионов определяли самостоятельно — в зависимости от возможностей бюджетов и своих аппетитов.
В Камчатском крае, например, при расчете пенсий госслужащих стали применять сразу два вида повышающих коэффициентов. Замечу, что у краевых начальников и раньше пенсии были намного выше, чем у обычных людей. В результате реформы, подкрепленной региональным законом, они выросли еще почти в два с половиной раза.
Теперь пожилая камчатская знать, ничего не делая, будет получать до 150 тысяч рублей в месяц. Это в 10 раз больше, чем получают среднестатистические российские пенсионеры.
Камчатка — один из самых дотационных субъектов РФ, и барство чиновников здесь выглядит особенно вызывающе. Отрицательное заключение на скандальный закон о суперпенсиях подготовила даже краевая прокуратура. Однако оспаривать документ в суде правоохранители не стали. «Учитывая, что действующее законодательство и судебная практика претерпели изменения, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется», — объяснили в надзорном ведомстве свою позицию в ответе на запрос информагентства «Кам 24».
Между тем один из камчатских руководителей, с которым мне довелось беседовать, выдвинул свою версию нерешительности прокуроров. По его словам, резкое повышение пособий госслужащих — отнюдь не местечковая самодеятельность, как это первоначально могло показаться. Процесс согласован с администрацией президента РФ. В других регионах, как выяснилось, чиновники повысили себе пенсии еще в прошлом сезоне. Причем, как утверждал мой собеседник, на фоне соседних краев и областей камчатские 150 тысяч рублей в месяц — далеко не рекорд.
Получается, что для госслужащих реформа ознаменовалась в первую очередь гарантией обеспеченной старости. Что же касается увеличения пенсионного возраста, то многие чиновники и раньше не спешили покидать насиженные места. А вот у подавляющего большинства жителей страны, в отличие от сотрудников министерств и ведомств, в результате пенсионной реформы увеличится не благосостояние, а трудовой стаж.
Однако эксперты на федеральных телеканалах призывают россиян потерпеть. Они бесстыже утверждают, что якобы главная цель преобразований — рост доходов старшего поколения. В это можно было бы поверить, если бы сами реформаторы, а также их приближенные в регионах терпели вместе со всеми. Но они, вместо того чтобы потуже затянуть пояса, еще шире раскрыли свои карманы. Теперь чиновники и депутаты с мест шлют в Москву положительные отзывы на проект пенсионной реформы, создавая иллюзию ее народной поддержки.
Обычные граждане России в это время высказывают свое мнение в социальных сетях. Нововведения властей они, мягко говоря, не одобряют. В Корякском автономном округе (находится на севере Камчатки) реформа вызвала особое недовольство. И не только потому, что большинство мужчин там не доживали до пенсии даже в дореформенные времена.
Беда в том, что жители корякских сел вынуждены хранить трупы пенсионеров (как и более молодых людей) в сараях. Тела запрещают предавать земле без заключения патологоанатома.
Возить покойников на вскрытие нужно в районные центры, но дорог между населенными пунктами за годы стабильности так и не построили. Зимой еще можно выйти из положения при помощи снегоходов, а летом единственным средством междугороднего сообщения являются вертолеты. В бюджете расходы на летающие «катафалки» не предусмотрены, а родственникам умерших их аренда не по карману. Бывало, что трупы месяцами лежали в хозяйственных постройках. Сельчане говорят, что боятся умирать летом, когда на улице тепло.
Жители Корякии задаются вопросом: почему на сверхпенсии чиновникам, которые и так не бедствуют, деньги в бюджете нашлись, а на перевозку покойников — нет? Голоса с северных территорий были услышаны властями региона. Последние пообещали снизить остроту проблемы — естественно, не за счет своих пенсий. В округ планируют завезти холодильники для длительного хранения мертвецов.
Владимир Хитров
По материалам: “Новая газета”