Убедиться в остроте той или иной проблемы можно только на собственном опыте
Вот и моей семье пришлось вкусить все прелести непрекращающейся оптимизации отечественной медицины, после того, как у нашей бабушки, ветерана труда, случился инсульт. О том, насколько тяжелое это заболевание, объяснять никому не стоит.Действовать приходилось быстро, поскольку известно, что восстановиться после острого нарушения кровообращения головного мозга можно только пройдя курс интенсивной реабилитации. Но неожиданно это стало большой проблемой, даже для семьи, в которой есть два практикующих медика.
Не могу сказать, что наша бабушка отличалась богатырским здоровьем. Нет, она периодически хандрила, жаловалась то на одно, то на другое, но ничего глобально серьезного за последние 30 лет, сколько я ее помню, с ней не происходило. Более того, даже после своего 80-летнего юбилея она без посторонней помощи добиралась общественным транспортом до дачи, на которой и проводила большую часть года. Причем, содержала ее в таком порядке, что куда более молодые соседки завидовали ей кто белой, а кто и черной завистью, поражаясь, как можно в таком почтенном возрасте, так управляться с хозяйством.
Тем страшнее было увидеть ее в практически обездвиженном состоянии на третий день после инсульта, который случился у нее в мае. По счастью, это произошло в квартире, она была не одна, а скорая приехала действительно быстро. Левостороннее кровоизлияние оказалось достаточным для того, чтобы практически полностью парализовать правую часть тела. На 13-й день ее лечащий врач сказал нам, что жизни бабушки больше ничего не угрожает, что ее готовят к выписке, и что нам стоит задуматься о реабилитационном центре.
Само собой! – ответили мы и наивно ожидали увидеть направление на реабилитацию, но обнаружили лишь запись в выписке о том, что пациенту рекомендовано прохождение реабилитации в специализированном медучреждении. Почему нас не отправили на реабилитацию сразу? Врач объяснил это тем, что организму нашей бабушки перед интенсивной реабилитацией нужно сделать паузу, окрепнуть, и снизить риск повторного инсульта. По факту от нас отделались и предложили озаботиться вопросом реабилитации самостоятельно.
Надежды на получение бесплатной квоты через поликлинику улетучились быстро. По большому счету, в вопросе оформления документов мы не продвинулись дальше возраста. А уж после того, как терапевт поняла, что бабушка потеряла способность к самообслуживанию и у нее нарушена речь, нам прямым текстом было сказано, что бесплатная квота на таких тяжелых пациентов ничтожно мала, и если мы хотим успеть помочь бабушке, то нам стоит поторопиться.
Что ж, мы люди понятливые. Платить, так платить. Вот только кому и за что? Если уж отдавать за реабилитацию деньги, то хочется выбрать для близкого человека лучшее, а для этого необходимо хотя бы примерно понимать, какие требования предъявлять к реабилитационному центру, на что обращать внимание при посещении? А то ведь по старой доброй традиции самый прибыльный бизнес в нашей стране строится либо на радости людей, либо на их горе. И, забегая вперед, скажу, что опасения на этот счет оказались небеспочвенными. В ходе интенсивных поисков реабилитационного центра для бабушки обнаружилось просто невероятное количество заведений под гордыми вывесками реабилитационных центров, которые по факту представляли собой большие коттеджи, где пожилым людям в лучшем случае оказывался качественный уход, но ни о какой реабилитации, тем более после инсульта, не могло быть и речи.
Итак, первое, на что мы обращали внимание – это местонахождение медцентров. За две недели мы объехали два десятка адресов, и вот каков главный вывод: почти все реабилитационные центры расположены за МКАДом и до некоторых из них тяжело добраться, даже если знать, куда ехать.То есть, на то, чтобы просто приехать, навестить человека, может уйти весь день, что не всегда возможно, а ведь внимание родных и близких людей для больных перенесших инсульт очень и очень важно.
Следующий важный критерий – комфорт. Одной из самых частых причин отказов от госпитализации пациентов после инсульта является нежелание покидать привычную обстановку. Пребывание в больнице, пусть и очень хорошей, едва ли принесет человеку широкий спектр положительных эмоций. Поэтому, по словам психологов, крайне важно, чтобы обстановка в реабилитационном центре была максимально приближена к домашней. В таких условиях скорость реабилитации значительно увеличивается. Не буду называть уважаемое медицинское учреждение, расположенное в умеренных 10 километрах от МКАДа, но четырех и шестиместные палаты для больных, недавно перенесших инсульт, – это зрелище не для слабонервных.
Следующий важный для нас критерий – внимание. Причем, внимание не родных и близких, а медицинского персонала. Так уж устроен человек, что в угрожаемые периоды жизни хочет неустанной заботы о своей персоне, и это совершенно нормально. Можно ли обеспечить такой уровень внимания в отделении, где на 10 медиков приходится 100 – 120 пациентов? Однозначно нет. На Западе золотым стандартом для клиник, занимающихся реабилитацией пациентов, перенесших инсульт, и другие тяжелые неврологические заболевания, считается один медик на одного пациента. Такое соотношение позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому больному.
Но, пожалуй, самый болезненный вопрос, не только для нас, но и для подавляющего большинства тех, кто столкнулся с необходимостью поиска коммерческого реабилитационного центра для перенесшего инсульт родственника – это, конечно же, цена. За две недели поисков мы насмотрелись всякого, и некоторые ценники просто повергали нас в ужас: 500 – 600 тысяч рублей за базовый курс реабилитации! Да, в реабилитационном центре, о котором идет речь, очень хорошие условия содержания, условия размещения допускают даже круглосуточное пребывание родственников вместе с пациентами, но стоимость… Очень не многие способны оплатить такой счет.Да что там говорить, даже в государственных реабилитационных центрах размещение на коммерческой основе обходится от 3 до 12 тысяч рублей в сутки в зависимости от состояния пациента!
В итоге мы остановили свой выбор на Реабилитационном центре «Молодильное яблоко», расположенном на территории пансионата «Сокольники» в одноименном столичном парке. Из всех медицинских учреждений, которые мы посетили за две недели, «Яблоко» обладает наилучшей транспортной доступностью, что для нас было очень важным. Сокольники – это почти самый центр города, и вместе с тем, очень живописное место с хорошей для мегаполиса экологией. На территории пансионата есть несколько искусственных водопадов и даже вольер с павлинами.
С комфортом размещения здесь тоже порядок: пациентам доступны только одноместные и двухместные палаты, обстановка максимально приближена к домашней, а медицинского персонала едва ли не больше, чем пациентов.На 25 койко-мест здесь приходится 18 медиков: 2 невролога, пульмонолог, логопед, эндокринолог, ЛФК-кинезитерапевты, массажисты, медсестры. Кроме того, в «Молодильном яблоке» можно получить консультацию сосудистого хирурга, травматолога-ортопеда и дерматолога.
Что касается стоимости пребывания, то по соотношению цена/качество она оказалась самой лучшей из всех просмотренных реабилитационных центров: 6 000 рублей в сутки за размещение, питание и полное медицинское сопровождение пациента! Услышав такую цену, мы было запереживали, что столь привлекательная стоимость стала следствием экономии на качестве оказания медицинской помощи. Но нет, в«Молодильном яблоке» оказалось все необходимое для эффективной реабилитации: тренажеры, применяется грязе- и магнитотерапия, а пациенты поступают сюда не только после инсультов, но и после травм (переломы), хирургических вмешательств (эндопротезирование) и даже при сахарном диабете.
В итоге в «Молодильном яблоке» мы провели 21 день и выписались с явными улучшениями: частично вернулась речь, значительно возросла двигательная активность. Что приятно, за все время пребывания в центре у нас ни разу не возникло ощущения, что нас рассматривают в качестве дойной коровы. На 20-й день пребывания в центре мы пошли к главному врачу договариваться о продлении госпитализации еще на две недели. И каково же было наше удивление, когда нам предложили альтернативу – продолжить реабилитацию на дому:в центре есть услуга под названием «Восстановление двигательной активностина дому», стоит она гораздо дешевле пребывания в стационаре (около 45 тысяч рублей в месяц), и пациентам, добившимся значительных улучшений в центре, советуют продолжать восстанавливаться дома. Выглядит это следующим образом: кинезитерапевты несколько раз в неделю выезжают к пациенту и проводят с ним занятия продолжительностью 1,5 – 2 часа.Все занятия проходят под контролем невролога. И знаете, это работает!
Что в итоге? Через 2 месяца после того, как нас «отшили» в поликлинике, бабушка пришла туда на своих ногах, пусть и немного опираясь на трость!Терапевт очень долго не могла поверить своим глазам и все выспрашивала, не за границей ли мы лечили бабулю. И, кстати, в это посещение направление на бесплатную реабилитацию мы получили без проблем, в центр с речевым профилем. Учиться заново говорить оказалось ни чуть не легче, чем ходить и заправлять постель.
Дмитрий Петров