Правительство готовит лекарствам, равно как и нуждающимся в них гражданам, новое испытание
Пока в обществе горячо обсуждается пенсионная реформа, родное правительство планирует реализовать в стране еще один социально значимый проект — систему мониторинга движения лекарственных препаратов (МДЛП).
Как считают в Кабинете, система позволит отслеживать каждую упаковку препаратов от производства на фабрике до аптеки или больницы. Идея, в принципе, хорошая, как и всякая цифровизация сферы потребления. Но нюансы, как всегда, кроются в деталях.
На ошибках не учимся?
Первой законодательной вехой данной инициативы стал 2015 год, когда по итогам правительственного совещания от 4 февраля было дано поручение обеспечить разработку и поэтапное внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием этой самой маркировки.
Понятно, что разработка системы такого масштаба должна опираться на крепкую законодательную базу, о чем не могли не знать как в правительстве, так и в ФНС, ставшей оператором этой системы, которая по структуре своей очень напоминает приснопамятную ЕГАИС (автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля над объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. — Ред.).
Приснопамятную — потому что внедрялась она в спешке, в отсутствие надлежащих подзаконных актов, что, как известно, привело рынок в замешательство, и он встал на два месяца. С полок магазинов исчез алкоголь. Еще несколько месяцев после этого система работала в «ручном режиме»: дистрибьюторы привозили в ФНС бумажные документы.
В итоге, подключение оптовых компаний к ЕГАИС отменили с 1 января 2008 года, а окончательно новая версия ЕГАИС была внедрена только в конце 2009 года, да и то без крупных оптовых поставщиков. Примерно такие же параллели напрашиваются и с внедрением МДЛП. И вот почему?
Цифра цифре рознь
Если отбросить риторические заявления предстателей власти, которые пока ничем не подкреплены (ведь подзаконного акта о механизме маркировки лекарственных средств, как и в случае с ЕГАИС, нет), то в сухом остатке получается не очень радужная картина.
Новую систему МДЛП уже успели протестировать на «кошках» — эксперимент по маркировке решено было провести для ограниченного набора препаратов.
Отчитываясь о результатах эксперимента на парламентских слушаниях 2 июля, руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко гордо заявил, что введение маркировки лекарственных препаратов в России позволило выявить правонарушения на сумму свыше 500 млн. рублей.
Цифра, несомненно, впечатляет. Однако не она, точнее — не столько она должна быть определяющей в вопросе запуска новой системы маркировки лекарственных средств, сколько известный исстари принцип — семь раз отмерь.
Ведь общество и бизнес, признавая, с одной стороны, преимущества маркировки, с другой — продолжают беспокоиться о возможных последствиях инициативы. Об этом на парламентских слушаниях с тревогой говорил первый замглавы фракции «Справедливая Россия» Федот Тумусов. По его словам, люди опасаются исчезновения из аптек дешевых лекарств (стоимостью до 100 рублей), так как их производство может стать просто нерентабельным, а также появления поддельных приложений для проверки подлинности лекарств.
По оценкам экспертов, приблизительная стоимость внедрения данной системы на заводах может составить от 3 млн. до 112,3 млн. рублей. Приблизительная стоимость отечественного оборудования для одной линии оценивается от 3,5 млн. рублей до 9,8 млн. рублей, в зависимости от комплектации.
Резонно предположить, что производители лекарств захотят окупить затраты на новое оборудование, прежде чем чиновники придумают что-нибудь новое.
Также важным остается вопрос, что делать с лекарственными средствами, которые были введены в оборот до внедрения маркировки. Согласно закону 425-ФЗ, с 1 января 2020 года за производство или продажу (!) лекарственных препаратов для медицинского применения без нанесения средств идентификации предусмотрена ответственность, установленная законодательством Российской Федерации. Если следовать букве закона, то все немаркированные препараты должны быть немедленно и единовременно выведены из обращения и утилизированы, как в свое время французские сыры?
Отчеты и недочеты
Оператор МДЛП — Федеральная налоговая служба отрапортовала на парламентских слушаниях, что по состоянию на 18.06.2018 к системе подключено 7186 организаций (в т. ч. 46 иностранных), промаркировано более 11 млн. упаковок. В целях осуществления гражданского контроля разработано и размещено в открытом доступе приложение для мобильных устройств на базе IOS и Android, с помощью которого покупатели могут проверить легальность маркированного товара или сообщить о нарушении.
Проводится эксперимент по фиксации выбытия лекарственных препаратов через онлайн-кассы.
Участники слушаний от производственного цеха спорить не стали, а просто показали один из новостных сюжетов телеканала «Москва-24», снятого в аптеках. Ни один QR-код не читается. Помимо этого, свои комментарии дали реальные участники рынка.
Выдвинутые ими тезисы оказались достаточно несозвучными с правительственными отчетами.
Так, например, в ходе обсуждения законопроекта неоднократно затрагивался вопрос бесплатности участия производителей в системе маркировки и в законе отражено, что производители получают информацию из системы мониторинга безвозмездно. В апреле правительство издает распоряжение №791-р «Об утверждении модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в РФ», где в корне изменяется действующая концепция методических рекомендаций по проведению эксперимента. Появляется понятие криптографического кода проверки и вводится взимание платы за каждую единицу кода маркировки.
Более того, первоначально проектом постановления правительства была предусмотрена передача функций оператора информационной системы от ФНС обществу с ограниченной ответственностью «Оператор-ЦРПТ». В этой связи один из участников прений предложил «включить мозги» и представить: некая фирма «Рога и копыта» становится неформальным регулятором не абы чего, а системы лекарственного обеспечение всей страны. (Слава Богу, заметим в скобках, правительство от этой идеи вроде бы решило отказаться).
Ждать нельзя вводить
Что ж, подведем некоторые итоги. Введение маркировки, как считают опрошенные нами эксперты, — идея хорошая. Но пока только на уровне идеи. Реализация данного механизма, по мнению многих представителей фармбизнеса, должна занимать существенный промежуток времени и вводиться поэтапно с планомерным выводом немаркированных продуктов из оборота. Необходимо также провести существенную хозяйственную реформу в сфере здравоохранения, чтобы внедрение новой системы не разрушило складской учет в больницах и не усложнило и без того хрупкую ситуацию на местах. Стало быть, надо сто раз подумать, где именно поставить запятую в вынесенном над этим текстом заголовке.
Андрей Князев, Дмитрий Орлов
“Новый вторник”