Зачем Сбербанку понадобилось идти в общепит?
Сбербанк подал заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака “Сберкафе”. По мнению экспертов, кредитная организация намерена создать компанию по бронированию столиков и блюд в ресторанах или по доставке еды. Они сомневаются в перспективах этого начинания — рынок онлайн-бронирования и доставки уже давно поделён.
Сбербанк зарегистрировал в Роспатенте товарный знак “Сберкафе”. Знак представляет из себя квадрат коричневого цвета, в котором нарисовано два круга — большой и маленький. Круги схематично напоминают изображение смайлика из мессенджера. На белом круге коричневыми буквами написано Sber Café. Слова написаны в две строки.
Знак регистрируется сразу по нескольким кодам: 35 — аренда площадей для размещения рекламы; информация и советы коммерческим потребителям; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; 38 — телекоммуникации, 39 — доставка еды; доставка пиццы; услуги доставки; доставка еды из ресторана; доставка товаров курьером; услуги единой службы доставки; экспресс-доставка товаров, 43 — услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками; закусочные; кафе; кафетерии; прокат кухонного оборудования; прокат мебели, столового белья и посуды; прокат палаток; прокат передвижных строений; прокат раздаточных устройств [диспенсеров] для питьевой воды; рестораны; рестораны самообслуживания; столовые на производстве и в учебных заведениях; услуги баров.
То есть в соответствии с этими кодами Сбербанк, регистрируя “Сберкафе”, в будущем может под этой маркой создать как сеть кафе, так и компанию по доставке еды потребителям или онлайн-сервис по заказу еды в сторонних сетях.
— Регистрация товарных знаков (знаков обслуживания) является одним из способов индивидуализации оказываемых услуг и укрепления защиты интеллектуальной собственности. Направление банком на регистрацию рассматриваемых обозначений также отвечает указанным целям. Использование знака после его регистрации будет осуществляться в соответствии с нормами действующего законодательства РФ в рамках определяемых направлений деятельности, — прокомментировал Лайфу информацию представитель Сбербанка.
В июне этого года Сбербанк создал компанию “Фудплекс”, которая разрабатывает сервис по заказу блюд до прихода в ресторан.
Источники в отрасли говорили ранее, что “Фудплекс” позволит бронировать столики онлайн и заказывать блюда из меню до прихода в ресторан, оплачивать счёт, не дожидаясь официанта, заказывать еду на дом.
Сейчас, согласно данным базы “Спарк-Интерфакс”, 41% “Фудплекса” контролирует “дочка” Сбербанка — ООО “Цифровые активы”, 33,14% у “Рамблера Интернет холдинга”, кроме того 13,71% у Григория Гуревича и 12,15 % у Малахова Евгения. Уставный капитал созданной фирмы составляет всего 20 тыс. руб.
В Сбербанке отказались от комментариев по теме открытия сервиса “Фудплекс” и предложения его решений клиентам банка (ресторанам). Представитель “Рамблер Интернет холдинга” сказал Лайфу, что “данный товарный знак не имеет к нам отношения”, отказавшись от пояснений вопросов по “Фудплексу”. С представителями самого “Фудплекса” связаться не удалось.
По мнению владельца сети ресторанов “Китайские новости” Станислава Лисиченко, проект создания “Фудплекса” перспективен главным образом в фастфуде.
— Подобные приложения или сервисы уже имеют некоторые рестораны из этого сегмента. Человек приходит в ресторан, предварительно заказав себе еду — условно кофе и гамбургер, и, оплатив счёт, получает заказ и принимает пищу или уносит её с собой. Это связано с необходимостью экономии времени, — сказал ресторатор.
Станислав Лисиченко также выразил уверенность в том, что высокие технологии, которые приходят в сферу ресторанного бизнеса, способствуют его росту.
— Классический ресторанный бизнес, когда человек с друзьями или семьёй приходит в ресторан, заказывает еду, а затем некоторое время ждёт, пока пищу приготовят, практически прекратил рост в России. Так что любые технологии, способствующие ускорению обслуживания клиента, помогают увеличить выручку — они могут быть связаны с предварительными бронированием столиков и оформлением счёта, его оплатой, с доставкой заказанной пищи клиенту и т.д.
Источник в кейтеринговой отрасли, пожелавший остаться неназванным, сыронизировал по поводу надписей на товарном знаке — Сбер и Кафе:
— Греф регистрирует в Роспатенте по списку всё, что может приносить деньги.
Аналитик компании “Открытие-брокер” Тимур Нигматуллин усомнился в возможностях создаваемого сервиса приносить прибыль.
— Судя по всему, речь идёт о создании платформы с достаточно широким функционалом. Теоретически, с учётом развитой сети эквайринга Сбербанка, её платформу можно будет эффективно продвинуть в сфере общепита. Тем не менее у меня есть сомнения в способности сервиса приносить прибыль. По сути он не нужен потребителю и создаёт лишь дополнительные сложности потребителям, которые должны будут вникать в многочисленные нюансы без существенной выгоды для себя. Предварительный заказ блюд почти наверняка ухудшит их потребительские свойства (нельзя точно спрогнозировать время приготовления и скорость подачи). Рынок бронирования мал и неприбылен. Рынок доставки еды занят “Яндексом” и “Мэйлом” и требует огромных инвестиций. Остаётся оплата счёта без официанта — спорное преимущество, вряд ли нужное обычному клиенту общепита, — сказал Лайфу Тимур Нигматуллин.
В марте 2018 года Сбербанк опубликовал исследование, согласно которому большая часть транзакций по картам Сбербанка на предприятиях общественного питания приходится на фастфуды — 64 %. В них клиенты банка оставляют более 270 млрд руб. в год, при этом 33 % из этой суммы — в Москве. Для сравнения: всего в ресторанах за год клиенты по картам Сбербанка тратят более 150 млрд руб.
По материалам: “Life”