Сегодняшнее падение рубля – это паника, вызванная публикацией вероятных санкций США в связи с отравлением Скрипалей, считают эксперты. Она скоро кончится, однако вопросы останутся – и не только к рублю. С подробностями обозреватель «Совершенно секретно»
Вечером 8 августа официальный представитель Госдепартамента Хизер Нойерт объявила о решении администрации президента США ввести против России новые санкции. Для этого не понадобилось придумывать новые запреты – США воспользовались законом от 1991 года о контроле и запрете химического и биологического оружия. «После использования нервно-паралитического вещества «Новичок» при попытке убить гражданина Великобритании Сергея Скрипаля и его дочь Юлию Скрипаль Соединенные Штаты 6 августа 2018 года определили, что власти Российской Федерации использовали химическое или биологическое оружие в нарушение международного права», — заявила Нойерт.
Хорошо забытое старое
Примененный США закон предусматривает два этапа санкций. На первом может быть ограничен экспорт в страну-нарушитель продукции, которая может нанести ощутимый ущерб национальной безопасности Соединенных Штатов. К такой продукции могут быть отнесены электронные устройства и компоненты, а также авионика. Первый этап начнется с 22 августа этого года и он вряд ли может быть болезненным – экспорт такой продукции из США в Россию и сегодня, в соответствии с ранее наложенными санкциями, запрещен. Правда, сейчас экспортировать можно, получив специальное разрешение.
Гораздо болезненнее второй этап. Он наступает, если страна-нарушитель в течение трех месяцев не прекратит использование химического или биологического оружия, не предоставит гарантии его неиспользования и не допустит международные инспекции к местам возможного применения или производства такого оружия. Учитывая, что в контексте истории с отравлением Скрипалей речь идет о допуске инспекций практически на все «сомнительные» производства, а также выдаче подозреваемых в отравлении россиян Великобритании, есть вероятность того, что эти санкции будут введены с 22 ноября текущего года.
На этом этапе болезненность санкций зависит от президента США. Именно он должен выбрать три из шести «опций»: голосование США против предоставления стране любых кредитов международными банками; запрет на кредитование правительства страны банками США; запрет на экспорт в страну любых американских товаров; запрет на импорт из страны в США любых товаров, кроме продуктов питания; понижение уровня или приостановка дипломатических отношений; запрет на авиаперевозки государственными авиакомпаниям.
На старые дрожжи
Объявление о применение закона 1991 года последовало сразу за тем, как «Коммерсант» объявил, что у него есть полный текст законопроекта, представленного в Конгресс в конце июля сенаторами от Республиканской и Демократической партий. Согласно опубликованному тексту, помимо ранее перечисленных мер, есть и такая, как введение запрета для российских госбанков на работу в США – то есть, фактически запрет для них проводить трансграничные долларовые операции. Неудивительно, что российский рубль, дрогнувший после статьи в газете, покатился вниз на вечерних валютных торгах: доллар вырос на два рубля, впервые за почти два года перевалив за отметку в 65 рублей, евро поднялся выше 75. На утренней сессии рубль продолжил падение, подешевев к доллару еще на рубль, а к евро – на два. «Именно риски ограничения движения валюты и вызвали такую серьезную распродажу», — считает советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов.
Паника, ничего более
Утром распродажа на валютной бирже превратилась в панику у граждан. «Народ паникует, в Москве во многих обменниках кончились доллары», — рассказал Сергей Хестанов.
Между тем, эксперты дружно говорят о том, что паниковать рано. «Пока реакция рынка – чисто психологическая. Вот когда санкции начнут работать – тогда и появится больше данных для анализа», — говорит Хестанов. А управляющий директор УК «Финам Менеджмент» Николай Солабуто вообще считает все происходящее мимолетным. «Да разве это девальвация! Вы посмотрите на йену – она за последний месяц девальвировалась к доллару на 100%. Вот это девальвация. А то, что происходит с рублем – спекуляция чистейшей воды», — говорит он. Аналитик ожидает, что уже на вечерней сессии рубль скорректируется, а в понедельник начнет расти.
Действительно, пока для паники причин немного. Так, законопроект, внесенный в Конгресс, еще только начнут рассматривать после 4 сентября, когда сенаторы вернутся с каникул. И не исключено, что самые неприятные пункты будут либо исключены, либо смягчены, либо отложены для исполнения.
Что касается санкций в ответ на отравление Скрипалей, то вводимые с 22 августа вряд ли сильно повредят России. «Хорошая новость – санкции, предлагаемые Госдепом, существенно менее жёсткие, чем в законопроекте Грэма и Менендеса. Многое из написанного перекликается с ранее введёнными санкциями», — пишет старший аналитик ГК «Альпари» Роман Ткачук в своем обзоре.
Правда, второй этап санкций, который должен начаться с 22 ноября, придется на время, когда пройдут уже промежуточные выборы в Конгресс. А значит, президенту Дональду Трампу и республиканцам уже не нужно будет стараться быть жесткими с Россией. «Отношения с Россией – одна из карт в карточном домике перед выборами в Конгресс США в ноябре. Конгрессмены, Дональд Трамп и все причастные к выборам стороны пытаются заработать на этом вопросе политические очки», — считает Роман Ткачук.
А значит, после выборов Трампу вряд ли захочется выбирать из «меню» шести санкций такие, которые могут серьезно ударить по России. Да и конгрессменам, если они к тому времени не завершат обсуждение внесенного в июле законопроекта, вряд ли захочется наносить по России «сокрушительный удар», о котором говорили авторы документа. Все же мировая экономика, стоящая на пороге очередного финансового кризиса, меньше всего нуждается в таких потрясениях. А морозить себе нос назло батьке, как показывает история, американские политики не любят.
Тем не менее, считает Роман Ткачук, само обсуждение возможных санкций – а оно наверняка будет бурно обсуждаться все время до ноябрьских выборов в Конгресс, — гарантирует для рубля повышенную волатильность в сентябре-октябре. Ткачук не исключает, что курс доллара может подниматься и до 70 руб. «Более сильного ослабления рубля мы не ожидаем — российская экономика выглядит сильно, цены на нефть высоки, платёжный баланс профицитный, золотовалютных резервов достаточно», — перечисляет аналитик.
Удар по «Аэрофлоту»
Между тем, гораздо серьезнее возможных валютных ограничений выглядит возможность запретов на полеты в США авиакомпаниям, связанных с государством. В России такой является «Аэрофлот». «Заявленные в документе санкции применительно к авиации – вещь совершенно беспрецедентная. Вспоминается только запрет на полеты в США времен СССР, и то это было чисто политически», — сказал «Совершенно секретно» руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Дело в том, поясняет он, что существует двустороннее соглашение между Россией и США, международные соглашения о воздушном сообщении – и нигде возможности такого запрета нет. Если все же американцы решатся пойти на такое нарушение договоров – между США и Россией больше не будет прямых перелетов. «Сообщение Северной Америки с Россией очень велико, но все североамериканские компании летают с промежуточными посадками. Прямые рейсы – это только к «Аэрофлоту». И за десять лет таких перелетов «Аэрофлот» практически вытеснил североамериканские компании с этого направления. Сейчас они готовы к реваншу», — говорит Пантелеев. При этом, по его мнению, «Аэрофлот» сможет перевести летающие сейчас в США самолеты на перевозки из Юго-Восточной Азии в Европу, которые сейчас растут. «Конечно, не без сложностей, не без убытков – но «Аэрофлот» с этим справится», — считает аналитик. Хуже придется пассажирам: для них поездки не только подорожают, но и удлинятся за счет транзитных посадок.
Американским компаниям может достаться гораздо сильнее. «Часть их использует для полетов в Юго-Восточную Азию транзитные маршруты через Россию. И у России есть все возможности для того, чтобы предложить им летать либо более длинным маршрутов, либо вовсе в облет России. Понятно, что тогда их пассажиры выберут азиатские компании», — намекает Пантелеев.
Правда, Россия, прежде всего тот же «Аэрофлот», получает за пролеты по транссибирским маршрутам роялти – и сумма эта составляет $500-800 млн («Аэрофлоту» в 2016 году из этой суммы досталось 36 млрд рублей). Европейские перевозчики давно требуют отменить плату за пролет, и Россия даже пообещала, вступая в ВТО, сделать это с 2014 года, но так и не отменила.
Конечно, лишаться роялти жалко. С другой стороны, транссибирским маршрутом летают всего три американские авиакомпании, остальные – европейские и азиатские. Так что убыток будет невелик, а вот «ответка» — вполне весомой. «Но хочется надеяться, что здравый смысл восторжествует», — вздыхает Пантелеев. Наверное, это пожелание стоит транслировать на всю ситуацию.
Татьяна Рыбакова
По материалам: “Совершенно секретно”