Даже волос не упадёт

После пыток зэк ярославской колонии попал под госзащиту

Заключённый ИК-8 Евгений Макаров, которого пытали 17 сотрудников УФСИН, стал потерпевшим по уголовному делу о превышении должностных полномочий. Следователи опасаются, что тюремщики или другие осуждённые могут отомстить зэку, поэтому включили его в программу госзащиты. За Макарова теперь отвечает головой лично начальник учреждения – подполковник Алексей Таразанов.

Пострадавший от пыток в ярославской колонии заключённый Евгений Макаров сейчас находится в штрафном изоляторе (ШИЗО) ИК-8. Как сообщает фонд “Общественный вердикт”, причиной послужил отказ осуждённого мыть туалет на видеокамеру.

— Когда Макаров выйдет из ШИЗО, забот у начальника колонии прибавится. Заключённый попал под государственную защиту, а обеспечить её должен непосредственно руководитель колонии, — рассказывает источник Лайфа во ФСИН РФ.

Евгений Макаров был осуждён в 2012 году на 6 лет по статье об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. После того как его жестоко пытали в ИК-1 в 2017 году и это стало известно УСК РФ по Ярославской области и прокуратуре, осуждённого перевели в ИК-8.

Евгений Макаров. Фото: © фонд "Общественный вердикт"
Евгений Макаров. Фото: © фонд “Общественный вердикт”

— Оберегать свидетеля подполковнику Таразанову придётся не менее трёх месяцев, потому что в октябре 2018 года Макаров уже должен выйти на свободу. С этого момента отвечать за его безопасность уже будет не ФСИН, а МВД России, — пояснил собеседник Лайфа во ФСИН РФ.

Как рассказали Лайфу источники во ФСИН РФ, согласно ФЗ “О защите свидетелей”, в тюремном ведомстве есть специализированное подразделение.

— Программа госзащиты включает в себя широкий круг действий. Например, осуждённому могут изменить фамилию, имя и отчество и даже внешность. Но, скорее всего, к Макарову такие меры применять не будет. Осуждённого переведут в отдельную камеру в ИК и охранять его будут не сотрудники колонии, а сотрудники спецуправления ФСИН РФ, — рассказывает источник Лайфа.

Таким образом, Макаров будет постоянно находиться под наблюдением оперативников и для него ограничат общение с другими заключёнными, чтобы кто-то из них не смог исполнить возможный “заказ” от тюремщиков, которым грозят сроки за пытки. Камера Макарова будет оборудована видеонаблюдением. Кроме того, он будет освобождён от работы в производственной зоне.

Фото: © РИА Новости / Максим Блинов
Фото: © РИА Новости / Максим Блинов

Отвечать за безопасность Макарова, пока он находится в колонии, будет именно начальник ИК-8 — подполковник Алексей Таразанов.

— Если с осуждённым, находящимся под госзащитой, что-то произойдёт, то под суд кроме охраны пойдёт и Таразанов, — рассказал Лайфу источник в правоохранительных органах.

Закон не ограничивает и не регламентирует сроки предоставления госзащиты — она может быть хоть пожизненной. По словам источника Лайфа в департаменте госзащиты (ДГЗ) МВД, “объект” обычно защищается около года-двух, пока идёт следствие. Бывают случаи, когда подпадающим под действие Закона “О защите свидетелей” выдают индивидуальные средства защиты (резинострельные пистолеты, электрошокеры, газовые баллончики), меняют личные данные и выдают новые паспорта, изменяют внешность. В МВД не скрывают, что были случаи, когда людям, чтобы остаться в живых, приходилось даже “умереть”: оперативники инсценировали смерть с пышными похоронами, сдачей документов в ЗАГС и получением свидетельства о смерти.

Впервые в России заключённого в колонии взяли под госзащиту в 2012 году. Это был осуждённый в 2002 году на 25 лет за убийство Виталий Бунтов. Он отбывал срок в Хабаровском крае, а в январе 2009 года его перевели в ИК-1 Тульской области. Через год Бунтов написал своей жене Ирине письмо, в котором рассказал, как его пытают в колонии за отказ сотрудничать с администрацией.

Виталия посадили в одиночную камеру, ночью туда пришли надзиратели и приближённые к ним осуждённые, которые начали его избивать. Под утро они стали загонять иголки ему под ногти и вырвали ногти клещами. Некоторые ногтевые пластины Виталию удалось собрать и передать правозащитникам. Экспертиза подтвердила, что рассказ Виталия — не ложь. 5 июня 2012 года Страсбургский суд вынес беспрецедентное решение по жалобе заключённого Виталия Бунтова и присудил выплатить ему €45 тыс. за моральный ущерб и €10 тыс. за судебные издержки. Изуверов из УФСИН по Тульской области, пытавших Виталия Бунтова, приговорили к тюремным срокам.

Оперативники говорят, что на территории режимного объекта обеспечивать охрану и защиту человека намного проще, чем, например, на воле. По данным источника Лайфа в МВД, ежегодно под госзащитой находится около четырёх тысяч человек. В большинстве своём это судьи, прокуроры, важные свидетели обвинения, а также фигуранты резонансных уголовных дел — о терроризме, организованных преступных сообществах, бандах.

Фото: © РИА Новости / Илья Питалев
Фото: © РИА Новости / Илья Питалев

Под защиту обычно берутся не только они сами, но и их семьи. Как и в других странах, подзащитному могут не только предоставить круглосуточную охрану, но и сменить ему имя, место жительства, скрыть все его данные из информационных баз. По практике, самыми распространёнными услугами являются личная охрана человека и его жилища, обеспечение конфиденциальности сведений о нём, а также временное переселение в безопасное место — на конспиративную квартиру либо на специальную базу отдыха.

Оперативники признаются, что на свободе регулярно бывают случаи, когда их подопечные игнорируют выполнение правил и инструкций по безопасности или злоупотребляют госзащитой, чем ставят под угрозу свою жизнь.

Напомним, 20 июля 2018 года “Новая газета” опубликовала видеозапись избиения Евгения Макарова. Заключённого держат распятым на столе лицом вниз, его руки скованы наручниками, сотрудники колонии, сменяя друг друга, методично бьют его по ступням и голеням, на голову периодически льют воду из ведра. Макаров кричит от боли и молит о пощаде, сотрудники колонии периодически пошучивают. События, запечатлённые на видео, произошли 29 июня 2017 года.

Шокирующую запись журналистам передала адвокат “Общественного вердикта” Ирина Бирюкова. Материал вызвал большой резонанс в обществе и разошёлся по Интернету. После этого Бирюкова спешно покинула Россию, так как ей стали поступать угрозы.

Региональное управление СК РФ возбудило уголовное дело в превышении должностных полномочий с применением насилия (статья 286 ч.3 УК РФ). 24 июля 2018 года уголовное дело было передано в центральный аппарат Следственного комитета РФ. Под следствием находится 17 человек. 11 из них, среди которых младший инспектор группы надзора Александр Морозов, арестованы Заводским районным судом Ярославля. По данным следствия, именно с Морозовым у Макарова произошёл конфликт, из-за которого последнего затем пытали.

Александр Раскин

По материалам: “Life”

Ранее

Школа английского языка в Санкт-Петербурге

Далее

США говорит о готовности к диалогу с Ираном

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru