Как ФСИН будет спасать Сенцова от голода
Если состояние осуждённого за терроризм и объявившего голодовку украинского режиссёра Олега Сенцова в колонии ухудшится, его могут отправить в больницу для принудительного питания.
Лайф разбирался, какими законами регламентируется принудительное питание голодающих, когда его применяют, как и чем кормят арестантов и заключённых. Как выяснилось, у ФСИН есть много способов, как поддержать Сенцова и не дать ему умереть.
42-летний гражданин Украины Олег Сенцов, который отбывает 20-летний срок за терроризм в ИК-8 “Белый медведь” в якутском Лабытнанги, голодает уже 100 дней. Во ФСИН признают право Сенцова на голодовку, но погибнуть ему не дадут: он находится в медчасти, где врачи пристально следят за его здоровьем. По словам источника Лайфа во ФСИН, по согласованию с самим Сенцовым врачи дают ему специальные питательные смеси в виде коктейля, включающие в себя все необходимые организму вещества, минералы и витамины.
— Теоретически на такой поддержке он может голодать сколько угодно, — рассказал Лайфу источник.
Если вдруг состояние Сенцова будет вызывать беспокойство у медиков, тогда во ФСИН могут принять решение о его принудительном питании.
Несмотря на то что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) приравнивает принудительное питание к пыткам, российское законодательство эту процедуру официально разрешает.
Есть Федеральный закон от 15 июля 1995 года “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”, который подписал ещё тогдашний президент Борис Ельцин. В нём есть отдельная статья 42 — “Меры, принимаемые при отказе от приёма пищи”. В статье подробно оговаривается, что может делать администрация колонии или СИЗО в случае голодовки арестанта и ухудшения его состояния.
Если человек объявил голодовку, администрация колонии должна сначала выяснить причину. Если причины обоснованные, тогда администрация колонии или СИЗО должна “принять меры к удовлетворению предъявленных требований”. Объявивший голодовку арестант по возможности содержится отдельно от других и находится под постоянным наблюдением медиков.
На основании письменного заключения врача, у которого вызывает беспокойство состояние заключённого, могут быть применены меры, “в том числе и принудительного характера, направленные на поддержание здоровья отказывающегося от приёма пищи подозреваемого или обвиняемого, если его жизни угрожает опасность”.
Источники Лайфа во ФСИН рассказали, что тюремщики спокойно относятся к голодовкам, потому что считают это своеобразной формой шантажа со стороны заключённых и арестантов.
— Последним человеком, который голодал принципиально и честно, был академик Андрей Сахаров, — рассказал Лайфу источник. — Современные голодовки — это только попытка заработать популярность, авторитет или другие дивиденды.
С первых дней голодовки с заключёнными начинают работать врачи и психологи. Они терпеливо объясняют человеку последствия голодовки для его здоровья, а также рассказывают, когда и как у него начнут отказывать органы и что после этого с ним произойдёт. Обычно это заставляет зэка задуматься: он либо отказывается от голодовки, либо соглашается на поддерживающее питание — бульон или специальные коктейли. Такие коктейли начинают поставлять в колонию, как только заключённый напишет заявление о голодовке.
По правилам в камеру к заключённому продолжают приносить его обычные завтрак, обед и ужин. Выбор остаётся за ним — будет он есть или нет.
Помимо уговоров, по словам источника, персонал колонии может практиковать “гастрономические пытки”: это когда около камеры с голодающим начинают готовить пищу с сильными и вкусными запахами.
— Смею вас заверить, что мало кто выдерживает такую пытку запахом, — пояснил источник.
Если состояние голодающего ухудшается, то тогда администрация колонии или СИЗО по согласованию лично с директором ФСИН принимает решение о его принудительном питании.
— Если голодовка угрожает состоянию здоровья или жизни человека, то разрешается применять к нему принудительное питание, — рассказал Лайфу источник во ФСИН. — Однако не нужно рисовать ужасающие картины пыток: никто не будет связывать человека цепями, вставлять в горло шланг, как это было в случае с Сахаровым в советские времена. Всё происходит только при согласии человека.
По его словам, сама процедура принудительного питания заключённого проводится только за пределами колонии или СИЗО.
— Человека в сопровождении врача и под конвоем отправляют в ближайшую гражданскую больницу, в которой есть необходимые инструменты и возможности для принудительного питания, — добавил источник.
Искусственное кормление осуществляется с помощью зонда, который вводят через нос или рот в полость желудка. На другом конце есть воронка для питательного раствора. Кормление производят 1–2 раза в сутки путём введения искусственных питательных смесей. Они бывают в сухой и жидкой форме, могут также подаваться в бутылочке, поильнике, с ложки. Например, это нутридринк — жидкая смесь высокой калорийности, содержащая большой объём молочного белка и предназначенная для восполнения дефицита витаминов, микроэлементов, углеводов, белков и жиров.
Кормить через зонд может или только врач, или очень опытная медсестра, но обязательно в присутствии врача. Если человек сопротивляется кормлению, тогда может понадобиться помощь персонала для его удержания. Например, один санитар держит его голову, другой — руки.
Во ФСИН говорят, что в истории новейшей России ещё ни разу не пришлось принудительно кормить заключённого или арестанта. Пока сотрудникам пенитенциарной системы удавалось заставлять зэков питаться с помощью уговоров или разных хитростей.
— В декабре 2014 года украинская лётчица Надежда Савченко объявила голодовку, но теперь можно сказать, что она бы не умерла: ей давали питательные смеси, а кроме того, одна из наших сотрудниц лично готовила дома оладьи и носила их арестантке. Та с удовольствием уплетала их за обе щёки, — рассказал Лайфу источник во ФСИН.
Осенью 2014 года в столичном СИЗО № 3 объявил голодовку известный националист и лидер движения “Оккупай-педофиляй” Максим Марцинкевич (Тесак), протестуя против отказа следствия приобщить к делу заключение независимой экспертизы и назначить новую. Тесак продержался 67 дней, сбросив 43 кг. ФСИН тогда также собирался принудительно его кормить, но Марцинкевич сам прекратил голодовку.
По материалам: “Life”