«Ростагро» перешла в фонд плохих долгов
Фонд непрофильных и плохих активов начал пополняться крупными агрохолдингами, аффилированными с владельцами санируемых банков. Под его контроль перешла входящая в десятку крупнейших землевладельцев УК «Ростагро», которую ранее связывали с экс-акционером Бинбанка Микаилом Шишхановым. Фонд наверняка захочет продать 377 тыс. га земель компании, но процесс растянется надолго, предупреждают эксперты.
Дочерняя структура банка «Траст», на базе которого ЦБ создает фонд непрофильных и плохих активов, ООО «Рост инвестиции», стала владельцем УК «Ростагро» в конце июля, следует из данных ЕГРЮЛ. Одновременно под контроль «Траста» перешли связанные с «Ростагро» ООО «Голд Агро», ООО «Агро Платинум», ООО «Беково Агро» и ООО «Централь». По оценкам BEFL, на май 2018 года «Ростагро» занимала девятое место в рейтинге крупнейших владельцев сельскохозяйственной земли, контролируя около 377 тыс. га. Земельный банк компании сосредоточен в Пензенской, Воронежской, Липецкой и Саратовской областях, есть активы в Ставропольском крае.
«Ростагро» (до конца 2017 года называлась «Росагро») ранее связывали с группой «Бин» (сейчас «Сафмар»), но ее представитель это опровергал. В сентябре 2017 года ЦБ объявил о санации Бинбанка, на тот момент основным владельцем банка с долей 67,97% был Микаил Шишханов. Плохие и непрофильные активы санируемых банков, в том числе Бинбанка, будут собраны в специальный фонд, создаваемый на базе «Траста», рассказывали в ЦБ. Фонд рассчитывает получить контроль и над «Ростагро», говорил зампред Банка России Василий Поздышев. Ранее единственным владельцем «Ростагро» в ЕГРЮЛ значилась Иман Алиева, в мае 2018 года ее доля перешла Магомеду Хациеву. В «Трасте», ЦБ и «Ростагро» в среду не ответили на вопросы “Ъ”.
Бывшие собственники «Ростагро» несколько лет пытались продать активы. В 2016 году Федеральная антимонопольная служба разрешила структуре агрохолдинга АСБ Юрия Хохлова приобрести у «Ростагро» около 150 тыс. га в Пензенской и Воронежской областях. Тогда продавец объяснял это реорганизацией бизнеса, но сделка так и не состоялась, рассказывал источник “Ъ”. В АСБ сделку не прокомментировали. Собеседники “Ъ” в отрасли говорили, что владельцы «Ростагро» продолжали искать покупателей на земли (см. “Ъ” от 2 июля). Директор «Совэкона» Андрей Сизов удивлен, что активы компании реализовать не удалось: спрос на сельскохозяйственную землю по-прежнему высок, предложение крупных наделов ограничено, а в центральной части Черноземья фактически отсутствует. Источник “Ъ” в отрасли полагает, что сделкам могли помешать какие-либо юридические причины. В свое время множество земель оформлялось с нарушениями, необязательно умышленными, объясняет он.
Очевидно, что землям «Ростагро» будут искать нового собственника, но перед продажей менеджерам фонда придется в первую очередь провести ревизию, чтобы понимать структуру актива, говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Если с активом все нормально, особых сложностей с продажей земель в будущем возникнуть не должно, считает господин Сизов, растениеводство в целом остается интересным бизнесом, а земли — привлекательным активом. Но если на базе «Ростагро» планируют создать новую компанию и продать уже ее, это может оказаться нетривиальной задачей, рассуждает он. Оценить стоимость всего земельного банка «Ростагро» невозможно из-за отсутствия сведений о распределении наделов по регионам. По подсчетам «Совэкона», средняя стоимость земель в Пензенской области составляет 20 тыс. руб. за 1 га, в Воронежской — 50 тыс. руб. за 1 га. По мнению господина Жарского, до 15–20% наиболее качественных активов «Ростагро» могут быть проданы к середине 2019 года, но процесс реализации всех земель может затянуться надолго. Выбрасывать же на рынок 377 тыс. га единовременно бессмысленно: такой объем может обрушить цены на земли, указывает он.
«Ростагро» может оказаться не единственным крупным агрохолдингом, который перейдет фонду непрофильных и плохих активов. Ранее источники “Ъ” не исключали, что фонд получит и крупного производителя мяса бройлера «Белая птица», владельцем которого считается экс-акционер Промсвязьбанка Дмитрий Ананьев. Микаил Шишханов, который в июне 2018 года стал владельцем уральского агрохолдинга «Здоровая ферма» (выпускает мясо, яйца и пр.), также заявлял, что готов при необходимости передать компанию в фонд. В «Белой птице» и «Здоровой ферме» не ответили на вопросы “Ъ”.
Зерну прописывают экспорт
Конъюнктура
В Объединенной зерновой компании (ОЗК; 50% плюс одна акция принадлежит государству, остальной пакет у группы «Сумма» Зиявудина Магомедова) не видят признаков дефицита зерна и не считают целесообразным введение на зерно экспортной пошлины. Об этом со ссылкой на гендиректора компании Михаила Кийко в среду сообщила пресс-служба ОЗК. В прошлую пятницу в Минсельхозе прошло совещание с крупнейшими экспортерами зерна, которых попросили спрогнозировать объемы отгрузок в этом сезоне. Трейдеры восприняли встречу как первый признак возможного введения экспортных ограничений. О приостановке экспорта, в частности, намерен просить министр сельского хозяйства Крыма Андрей Рюмшин. В ОЗК указывают, что внутреннее потребление зерна в России последние десять лет находится на уровне 75 млн тонн. Минсельхоз при этом повысил прогноз урожая в этом году до 105 млн тонн. Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев также заявил, что в министерстве не видят причин ограничивать поставки зерна и предпосылок к введению экспортной пошлины.
Анатолий Костырев
По материалам: “Коммерсантъ”