Святой и бывший епископ кипрского Тримифунта стаптывает башмачки и решает материальные проблемы
С греческого острова Корфу в Краснодар прибыл ковчег с мощами святителя Спиридона Тримифунтского — святого, который, по преданию, каждый год снашивает пару башмачков. Ковчег провезут по нескольким городам нашей страны. В Москве мощи окажутся 22 сентября. Специалисты рассказали «МК», о чем стоит просить Спиридона Тримифунтского и чем он знаменит.
Святой Спиридон Тримифунтский — христианский чудотворец, живший во II–III веках на Кипре. Его помнят как исцелителя неизлечимых больных и даже воскрешателя мертвых. Сейчас, во время экономического кризиса, помощь Спиридона может быть весьма кстати.
— В грекоязычном мире этот святой почитается не меньше, чем Николай-угодник. В России он был менее известен до последних лет, но к нему сейчас стали чаще обращаться: он помогает в житейских делах, в работе, в семейных сложностях, — рассказал «МК» протоиерей Всеволод Чаплин. — Сейчас кризис, сложное время, многие теряют работу. Мы в храме думаем о том, чтобы устраивать специальные молебны для людей, потерявших работу, и для их родственников, и, конечно, к этому святому мы тоже будем обращаться. Есть легенда, что святой Спиридон воскресил свою дочь, чтобы узнать, где она спрятала отданные ей на хранение драгоценности: то есть за материальную сторону жизни, за экономический и профессиональный успех Спиридон «отвечает». Я думаю, он приезжает к нам в очень удачное время, сейчас он нужен людям в России.
По словам Всеволода Чаплина, в связи с обеднением большого количества людей в нашей стране и с распространением уныния из-за постоянной погони за деньгами недостатка желающих поклониться Спиридону не будет.
Одна из самых распространенных легенд о Спиридоне Тримифунтском — это башмачки, которые меняют на мощах раз в год; прикоснуться к ним стремятся многие православные. Однако суть легенды вызывает сомнения у специалистов.
— По всему миру сейчас развозят тапочки Спиридона Тримифунтского, это уже едва ли не в промышленных масштабах происходит, — говорит протодиакон Андрей Кураев. — Якобы по ночам Спиридон ходит по миру в этих тапочках, потому снашивает. За какие деньги их продает местная епархия — вопрос, но уже и в нескольких храмах России есть эти тапочки. Суть легенды тоже вызывает вопросы: воскресение тела ожидается общее для всех. Греметь костьми и стаптывать тапочки — зачем? Разве он не может дистанционно услышать молитву и помочь? Почему он бродит, а другие, например Сергий Радонежский, лежат на месте? Очень много сомнений.
Приобрести филахто — кусочек облачения (башмаков) святого Спиридона — можно на Корфу, за этим и едут туда паломники. Цена вопроса: от 2 евро за небольшой кусочек ткани в бумажной обертке до 1340 евро за золотой медальон-мощевик с бриллиантовым замочком.
В Москве башмачок Спиридона Тримифунтского хранится в Даниловском монастыре близ метро «Тульская». Поклониться ему могут все желающие.
Кроме того, протодиакон Кураев отметил, что все христианские святыни, которые привозят с территории бывшей Османской империи, следовало бы предварительно отправлять «в карантин», то есть на научную экспертизу. По словам священника, слишком часто бывали случаи, когда под видом святыни прибывали поздние подделки из Византии, например XVI века, после захвата Константинополя османами. Радиоуглеродный анализ костей и антропометрия помогли бы установить как минимум хронологическую верность реликвии.
— Это не единственная сказка. Известна еще другая: якобы в ходе Первого Никейского собора в 325 году, когда шел спор о единосущности Бога, Спиридон взял в руки кирпич и чудом разделил его на три составляющих: глину, воду и горячий воздух, огонь. То есть три субстанции разошлись, и Спиридон доказал, что соединение трех сущностей в одном возможно. Однако нужно сказать, что это очень поздняя вставка в житие. Кроме того, по сути, это не вполне верно: вода, глина и огонь — это как раз три разные субстанции, и чтобы они соединились, они должны утратить свои исходные качества. Поэтому это не образ Троицы, тем более что в христианском мире не может быть никаких аналогий Троицы. Так что можно расценивать это как рекламу еретичества, — резюмирует Кураев.
По материалам: “Московский комсомолец”