Концентрация российских кораблей у берегов Сирии — это попытка спровоцировать Дональда Трампа, полагает военный эксперт Павел Фельгенгауэр
Российские СМИ переполнены сообщениями о том, что РФ развернула у берегов Сирии самую мощную с начала нынешней войны военную группировку. Пресса, со ссылкой на Минобороны России, перечисляет входящие в эту группировку корабли: ракетный крейсер «Маршал Устинов», большой противолодочный корабль «Североморск», сторожевой корабль «Пытливый», фрегат «Адмирал Григорович», сторожевые корабли «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров», малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Великий Устюг», «Вышний Волочек» и дизель-электрические подводные лодки Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино».
Говорится также, что на крейсере «Маршал Устинов» развернут мощный противокорабельный ракетный комплекс «Вулкан», а восемь боевых кораблей несут крылатые ракеты «Калибр». Сообщается, что это еще не все и на подходе еще несколько кораблей. Для снабжения такой многочисленной группировки в Средиземное море направлен большой морской танкер Черноморского флота «Иван Бубнов».
Одновременно, как можно судить по данным из открытых источников, близких к российской власти, войска Башара Асада, России и проиранской «Хезболлы» стягиваются сейчас на северо-запад Сирии, где под контролем вооруженной оппозиции находится провинция Идлиб.
В это же время обострились взаимные российско-американские обвинения и угрозы, касающиеся предстоящих событий в Сирии. Так, Минобороны России заявило, что США наращивают число носителей крылатых ракет на Ближнем Востоке. В свою очередь представитель Пентагона Эрик Пэйхон назвал подобные заявления «неправдой» и «пропагандой», отметив, тем не менее, что «это не означает, что мы не готовы исполнить приказ президента к действию». Тогда же он выразил беспокойство по поводу возможной атаки сирийских военных на мирных жителей Идлиба.
Американцы вновь заявляют о возможности использования режимом Асада химического оружия, а российские военные о том, что готовится провокация с его использованием в Сирии.
Из всего этого потока информации очевидно лишь стремление Асада и его союзников — России и «Хезболлы» — захватить последний неподконтрольный им оплот вооруженной сирийской оппозиции — Идлиб. При этом остается не ясным — для чего нужно в этой ситуации усиливать военно-морскую группировку РФ у берегов Сирии.
О том, с кем она там собирается воевать, как отреагируют США и Турция на начало военной операции в Идлибе, где живут родственные туркам туркоманы, обозревателю «Росбалта» рассказал военный обозреватель «Новой газеты» Павел Фельгенгауэр.
— На ваш взгляд, как США отреагируют на начало военной операции сил Асада и его союзников в Сирии, с учетом того, что недавнюю операцию по зачистке теми же силами юга этой страны они фактически проигнорировали?
— Американцам на это наплевать. Они полностью прекратили поддержку сирийской оппозиции.
— А в чем тогда смысл концентрации военно-морских сил РФ у берегов Сирии?
— Российский Генштаб хочет спровоцировать конфликт с Америкой.
— Но он же не собирается воевать с США?
— Нет, не собирается. Им просто нужна конфронтация, для бюджета это тоже хорошо… В случае применения химического оружия американцы с французами и англичанами нанесут удары (по Сирии). С повесткой Идлиба это никак не связано. Просто Дональду Трампу было очень важно показать, что он, в отличие от его предшественника Барака Обамы, провел «красную линию» и (после ее пересечения) ударил. А поскольку эти удары не имеют никакого практического значения, то и пусть ударяет. В России по этому поводу будет стоять патриотический вой. Для Минобороны, Генштаба, для генералов — это то, что нужно. Единственно, там надо договориться с турками.
— А какой смысл было тащить к берегам Сирии две подводные лодки?
— Они там находятся постоянно. Их построили для Черноморского флота в Санкт-Петербурге, но до Черного моря они так и не дошли, поскольку там есть проблемы с проходом через Босфор. Поэтому теперь они базируются в сирийском Тартусе.
— На ваш взгляд, как отреагирует Турция на операцию по очистке Идлиба от сил сирийской оппозиции?
— Там есть турецкие войска и их клиенты… Надо будет договариваться с ними и пока трудно сказать, какие будут условия этих договоренностей. То, что там осталось от Свободной сирийской армии — это все сейчас турецкое. В том числе, и в первую очередь, это отряды местных туркмен, которые там живут. Из-за них пару лет назад турки сбили наш самолет. Они тюркоязычные, и президент Турции Реджеп Эрдоган никак не может их бросить, поскольку его партия в парламенте зависит от поддержки турецких националистов.
Вдобавок турки опасаются, что в ходе зачистки Идлиба, граничащего с Турцией, к ним рванет еще дополнительный миллион сирийских беженцев. Дело в том, что сейчас в Идлибе скопилось около полутора миллиона противников Асада, бежавших туда из других провинций Сирии.
Поэтому с турками Асаду, России и их союзникам придется договариваться, поскольку американцам и Западу в целом на все это начхать. Но у нас, судя по всему, хотят спровоцировать Запад на нанесение удара, который, с военной точки зрения, наверное, никому особенно не повредит, но может поднять большой шум внутри России и помочь здесь в борьбе с внутриполитическими противниками.
Для этого и нагнали в Средиземное море наши корабли, хотя большой пользы от них там нет. Ведь американцы наносят удары своими крылатыми ракетами из Красного моря и Персидского залива, где российских кораблей нет, но где, кроме прочих американских кораблей, бродит и одна подводная лодка США типа «Огайо» с примерно 120 крылатыми ракетами на борту. Англичане могут поднять свои самолеты с базы на Кипре. И только французы могут нанести удар со своего корабля в Средиземном море, но топить французский корабль было бы сейчас не очень верно политически…
Александр Желенин
По материалам: “Росбалт”