Туалетные привычки китайцев возмутили столичные музеи
В Москве обсуждают неприличное поведение китайских туристов. Поводом для скандала послужили слухи из Московского Кремля: якобы некие гости из Поднебесной позволили себе справить большую нужду прямо в Благовещенском соборе. Все шишки посыпались на гидов. Специалистов, сопровождающих группы, обвинили в том, что они забывают информировать туристов о нормах приличия. И пригрозили лишить лицензии, если подобное повторится.
Мы поговорили с профессиональными гидами-переводчиками и выяснили много любопытных вещей. Общественных туалетов в столице так мало, что пожилые китайцы часто физически не успевают до них добраться. «Серые» гиды, ведущие экскурсии нелегально, не видят проблемы в подобных казусах. Туалетная культура в Китае очень отличается от нашей: они не привыкли долго терпеть.
«С азиатским туристом в возрасте 65+ случиться может всякое»
По данным Ростуризма, в прошлом году Россию посетило около 1,5 млн китайских туристов. В целом за последние пять лет турпоток из Поднебесной в нашу страну увеличился в два раза. Мы подробно писали о том, как благодаря «серым» схемам доход от этих гостей оседает не в российском госбюджете, а возвращается в Азию. Несмотря на наличие в России профессиональных гидов-китаистов, огромное число «серых» турфирм, основанных гражданами КНР на территории нашей страны, пользуются услугами неквалифицированных соотечественников. Это приводит к грустным последствиям: искажается история страны, наши музеи, храмы и парки используются как декорации для получения прибыли китайскими бизнесменами.
А теперь назрел новый скандал. Сотрудники Музеев Кремля возмутились тем, что азиатские гости не соблюдают правила приличия. По слухам, это связано с проблемой туалетов — якобы туристы из Небесной империи позволяют себе справлять естественные нужды не в специально отведенных местах, а там, где им приспичит. Например, в храме, музее или на газоне с клумбами. Злые языки утверждают, что речь идет о пожилом мужчине, который из-за проблем с пищеварением якобы облегчился перед Царскими вратами, и о ребенке, который сделал свои дела в подставленный бабушкой горшок перед фреской Святой Троицы.
Новость разошлась по соцсетям и чатам. Китайцев обвинили во всех смертных грехах, а турфирмам вынесли «последнее китайское предупреждение». Цитируем официальное письмо: «В последнее время участились случаи неприличного поведения китайских туристов на территории музеев Кремля. В связи с этим до прохода в Кремль гидам-переводчикам необходимо проводить разъяснительную работу с туристами о правилах поведения в музеях, подчеркивая, что для русских людей эти памятники являются святынями. Гиды-переводчики в обязательном порядке обязаны сопровождать группу до выхода из Кремля и предупреждать туристов о местонахождении туалетов. Гиды-переводчики, оставившие группу без сопровождения, будут лишаться права проведения экскурсий в музеях Кремля».
На наш запрос по теме в пресс-службе музеев Кремля не ответили.
Мы решили разобраться, почему вообще возникают такие ситуации. Сами экскурсоводы относятся к обнародованному инциденту с большим недоверием: нет ни одного доказательства, что он на самом деле имел место быть. Очевидцев нет, камер, которые могли бы зафиксировать произошедшее, — тоже. Тем не менее проблема с туалетами в России налицо: для нас это скорее роскошь. Туристы, которые не привыкли к их нехватке на родине, в путешествии вынуждены страдать и как-то искать выход. И время от времени всплывают рассказы о китайцах, которые шокировали публику неделикатными выходками. Из уст в уста передается история, как в зале старого Эрмитажа перед «Благовещением» Симоне Мартини малыш справил нужду в пластиковую бутылку. Или как мужчина не смог удержаться и присел прямо за Успенским собором у Патриарших палат. Подобные случаи фиксировали на аллеях в Петергофе и даже в залах царских дворцов… Правда, общественного резонанса не возникало, во дворцах просто мыли пол.
Гиды-переводчики, говоря на эту тему, единодушны: ни о какой спланированной акции и речи быть не может. Это не перформанс, не показательное выступление и не акт социального протеста. Вышеперечисленные казусы могут возникнуть только в двух случаях. Первый: когда главное действующее лицо ребенок или пожилой человек, а уборная находится далеко. Если знать, что виновник конфузной ситуации — турист преклонных лет, то многое становится понятно: в таком возрасте возможно все просто в силу физиологии. Вторая ситуация — если группу ведет китайский гид-нелегал, которому нормы приличия, мягко говоря, до фонаря. Но об этом чуть позже.
Когда китайский туризм в России только начинался, к нам ехали в основном люди 30–40 лет. В последние лет восемь средний возраст туристов заметно повысился — сейчас это 65 лет и выше. В обычной группе всегда будет как минимум 10 человек старше этого возраста. Из них двое-трое совсем старенькие, которым даже ходить тяжело. Для нас это в диковинку: в России 70-летний человек часто настолько беден и нездоров, что в принципе не может никуда ехать. Маршрут дача–дом его вполне устраивает. А китайцы более активны, им нравится смотреть мир — когда еще, как не на пенсии?
— Проблема с туалетами реально есть, мы не можем этого отрицать, — рассказывает гид-переводчик с китайского языка с большим стажем. — Но это чисто физиологическая проблема. Насколько я могу судить, в случае с Благовещенским собором человек не дотерпел, потому что он пожилой, ему стало плохо. Я считаю, что даже если все это было на самом деле, ничего такого страшного не случилось. Но из этого раздули вселенский скандал, гидам стали угрожать расправой за случайное происшествие. Ну, случился такой форс-мажор. Надо проявить понимание, помочь человеку, а потом просто вызвать уборщицу. А у нас эту мелочь превратили в событие, начали искать виноватых, вводить новые правила, ухудшающие моральную обстановку. Зачем нагнетать? «Какой ужас, у нас тут святое место!» Несомненно, Кремль святое место. Ну а если бы пожилой человек от сердечного приступа умер в этом же соборе? Тоже бы был скандал — мол, как он посмел?
Кстати, по словам экскурсоводов, китайцы — не единственные, кого тянет в путешествия на склоне лет. Среди европейских туристов тоже появилось много людей в возрасте 80+. Работать с такими клиентами очень тяжело. Старички часто теряются в столице, забывают все на свете: в какой гостинице остановились, какой гид их сопровождает. Но отказать в услуге невозможно, ведь возрастных ограничений в туризме нет, и иностранцы уже приехали в гости.
Некоторые гости с ограниченными возможностями и вовсе могут служить примером — как туристка из Тайваня без обеих ног, которая планировала передвигаться по России на инвалидной коляске. В первый же день у ее коляски сгорел мотор из-за несовместимости зарядного устройства с нашими розетками. Женщина без колебаний решила, что осилит путешествие на костылях — и сделала это. Носилась по пересеченной местности в Суздале наравне с остальными. Ее, как и многих туристов с особыми потребностями, очень интересовал вопрос — почему в России нигде не видно инвалидов? Экскурсоводу пришлось признаваться, что они сидят по домам. Для иностранцев это средневековье.
«Терпеть не приучены»
Что касается самой культуры отправления надобностей, китайцы действительно относятся к этому более спокойно, чем мы. Для них это всего лишь естественная нужда, которую надо удовлетворить, если она возникла.
Гиды объясняют: китайцы много пьют и часто посещают туалет — считается, что это помогает очистить организм. Поэтому им важно иметь такую возможность. Они не приучены терпеть. Если организм делает позывы — их надо удовлетворить. Это не значит, что он категорически не будет ждать, если приспичило. Конечно, он в состоянии дойти до уборной. Но если обстоятельства сложились так, что ее поблизости нет, — он сходит там, где ему покажется возможным это сделать.
Особенно это касается детей. В Китае детей называют «маленькими императорами», им позволяется буквально все. Существует понятие, которое объясняет отношение взрослого к своему чаду, на русский язык его можно перевести как «раб ребенка». На детей до трех лет надевают специальные штанишки с разрезом сзади: они позволяют справлять нужду, не снимая одежды. И родители разрешают чаду это делать везде: и на улицах, и даже в транспорте. Использование переносного горшка, — уже прогресс.
— Дети для китайцев — это самое большое сокровище. Они просто не умеют терпеть. Поэтому если ребенок захотел в туалет, это нормальная ситуация, что ему достанут горшок и он сделает туда свои дела, — говорит гид-переводчик китайского языка Елена Бреус. — Можно долго рассуждать об избалованности, но такова реальность.
В незнакомой стране потребность чаще посещать уборную возрастает в том числе и из-за непривычной еды. В России азиаты вынуждены есть продукты, которые обычно не употребляют. Стандартный завтрак в гостинице включает в себя йогурты, сыры, каши. Человек все это пробует, а потом система пищеварения дает сбой. То же самое может случиться и с русским человеком в Китае. Причем раньше была практика отвозить гостей из Поднебесной на завтрак в китайские рестораны. Но сейчас от нее почти отказались: надо рано забрать клиентов из отеля, отвезти в другое место, и только потом можно отправляться на экскурсию. Удобнее и быстрее всех покормить в гостинице.
Зная обо всех этих особенностях, экскурсоводы обязательно закладывают посещение уборных в программу знакомства с городом.
— Мы всегда держим в голове, что азиатским туристам туалет нужен каждый час, — рассказывает один из гидов. — Мы заранее составляем маршрут, планируя эти точки. Обязательно посещение уборной перед выездом из гостиницы. Далее возьмем, к примеру, визит в Кремль. Перед заходом на территорию мы заводим их в туалет в Александровском саду. Затем стоим в очереди на вход минут тридцать, идем дальше, доходим до туалета, который в середине Кремля. Тоже обязательно обращаем на него внимание: кому надо, тот идет. Также мы предупреждаем, что на обратном пути мы опять сюда зайдем. Успокаиваем, что волноваться не надо, мы дождемся всех до единого. Летом это особенно актуально: на улице жарко, туристы пьют очень много воды. Но если у человека возникли проблемы с ЖКТ, гид не может это предотвратить, мы же не будем бегать за каждым туристом с горшком.
Если аккредитованный гид вдруг увидит, как кто-то из группы собирается присесть в неположенном месте, — он сделает все, чтобы пресечь эту попытку. Всегда найдутся слова, чтобы объяснить, почему не стоит это делать именно здесь. Другое дело, что экскурсовод может просто не увидеть того, что происходит на задворках, если стоит в окружении группы. Именно поэтому сопровождающие заранее объясняют клиентам, что позволено, а что нет.
Совсем по-другому смотрят на ситуацию с туалетами гиды-нелегалы. В основном это сами китайцы. Они, конечно, расскажут, где поблизости находятся заветные комнаты, но контролировать свою группу на предмет их посещения не будут. В итоге получаются такие казусы, как, например, в Петергофе — пожилой китайский турист справил нужду на аллее, вытерся салфеткой, бросил ее тут же и присоединился к ожидавшим его родственникам.
«Серые» гиды не делают замечаний соотечественникам. Дело касается не только туалетной культуры, но и банального требования соблюдать тишину и не толкаться. Так что все обращения администрации Музеев Кремля просто улетают в пустоту — лицензированные гиды и так соблюдают правила, а нелегалы просто не узнают о том, что ими кто-то недоволен. Прямой связи с ними нет: они не несут никакой ответственности, их ФИО нигде не зарегистрированы.
В Кремль «серые» гиды попадают с помощью аккредитованного гида-переводчика, который проводит их по своему пропуску, а дальше выполняет функцию прикрытия. У нелегальных гидов более массовый туризм, плюс ко всему их услугами пользуется контингент попроще — весь «колхозный» Китай. Это вообще неуправляемая публика. Они меньше заморачиваются на деликатную для нас тему и действительно могут облегчиться там, где приспичит. Просто потому, что никто их вовремя не отвел в туалет и не объяснил, что у нас не принято делать это в музеях и на газонах. Вычислить нелегальных экскурсоводов очень просто. В таких группах обычно гид с лицензией молча ходит за туристами, а китайский сопровождающий без опознавательных знаков разливается соловьем.
Китайцев много, туалетов мало
— Сейчас в Китае происходит так называемая туалетная революция, — рассказывает гид-китаист из Петербурга Полина Рысакова. — Везде устанавливаются туалеты хорошего качества, причем бесплатные. Их реально много, и, конечно, они есть во всех музеях, храмах и пр. В этом у нас принципиальное культурологическое отличие. Но в любом случае проблема с количеством уборных — не повод справлять нужду на паркет или в храме. Мы не позволим это сделать. За мою 10-летнюю практику такое случалось буквально 1–2 раза, и это был форс-мажор.
Гиды в один голос твердят о том, что в России туалетов не хватает. Особенно бесплатных, где чисто, светло и можно помыть руки. Взять, к примеру, Воробьевы горы — любимое место посещения и москвичей, и гостей города. Туалет напротив храма в лесной зоне закрыли. Остались дорогие городские туалеты по карточкам. Половина из них не работает. То есть номинально они стоят, но пользоваться ими невозможно. Что касается Кремля, то там уборные есть, но в них всегда страшные очереди, спасибо большому турпотоку. Раньше подобные столпотворения в сердце столицы отмечались только когда прибывали круизы и 200–300 человек одновременно заходили в Кремль. Сегодня постоять в очереди на вход как минимум тридцать минут — обычное дело. Естественно, посещаемость сказывается и на очередях в туалеты. В прошлом году был случай, когда мужчина так и не смог дождаться своей очереди — и «удобрил» ближайшую клумбу. Более того, многие туристы вынуждены отказываться от посещения кремлевских музеев из-за невозможности удовлетворить естественные нужды.
— Несколько дней назад у меня была группа из Тайваня, в которой гость страдает от болезни, при которой ему надо много пить и, соответственно, часто посещать туалет, — рассказывает гид Елена Бреус. — Я его предупредила, что в Кремле за 4 часа мы сможем зайти туда только 2 раза — в Оружейной палате и после выхода из Кремля в Александровском саду. Увы, ему пришлось отказаться и от музеев Кремля, и от фестиваля «Спасская башня», хотя билеты были куплены заранее. А ведь люди ради этого едут в Россию. Он спросил, почему там нет хотя бы кафе с туалетом? Как ему ответить, я не знаю. И такой человек есть в каждой группе.
Здоровые туристы выкручиваются как могут. Экскурсоводы вспоминают, как однажды туристы даже выстроились в ряд вдоль Кремлевской стены на Васильевском спуске и сделали свои дела, скромно отвернувшись от публики. Правда, это были не китайцы, а французы. В качестве образцово-показательного гиды приводят в пример не так давно построенный туалет в Троице-Сергиевой лавре. Он способен принять более 50 человек одновременно.
Нехватка ватерклозетов ощущается не только в туристических местах, но и на рядовых улицах, парках, площадях перед станциями метро. В копилках экскурсоводов есть много историй, когда азиатский турист не успел добраться до уборной просто потому, что ее нет поблизости. Один из недавних случаев: пожилой китаец не утерпел и был вынужден воспользоваться пакетом прямо в метро, на станции «Новослободская». Пока гид пыталась сообразить, как быстрее добраться до ближайшей уборной, гость столицы укрылся за спинами соотечественников, а потом виновато продемонстрировал экскурсоводу наполненную тару. Так что комфортный и доступный туалет у каждой станции метро был бы самым лучшим подарком москвичам и туристам.
Елена Апрельская
По материалам: “Московский комсомолец”