“Наша политика обеспечения низких темпов инфляции стабилизирует рынок и укрепляет уверенность в завтрашнем дне населения и бизнеса, – сказала Набиуллина”
Жесткая политика высоких процентных ставок, которую Банк России проводил с 2014 года, стала благом для страны, стабилизировала рынки и повысила уверенность в завтрашнем дне, но была встречена шквалом критики, часто недостойнной. Об этом, выступая с лекцией в штаб-кватире МВФ заявила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина.
Когда в 2014 году, на фоне обвала рынков и рубля Банк России поднял ключевую ставку до 17% годовых, началось “серьезное внешнее давление”, которое исходило как от представителей бизнеса, для которых резко подорожали кредиты, так и со стороны “части правительства и общественности”, пожаловалась Набиуллина.
“Мне неоднократно приходилось сталкиваться с публичными претензиями. Один известный предприниматель как-то спросил меня, не из космоса ли прибыло руководство Центрального банка и не пора ли нас послать обратно”, – рассказала она.
Жесткая политика сохранится и в дальнейшем: она необходима “для обеспечения контроля над текущими внутренними и внешними инфляционными рисками”, сказала Набиуллина.
Инфляционные риски усиливает повышение НДС, которое состоится с 1 января, а ЦБ “должен будет реагировать, сохраняя необходимый уровень жесткости”, предупредила она.
Тот факт, что экономика стагнирует, не связан с политикой центробанка, подчеркнула Набиуллина.
“Мы считаем, что наша денежно-кредитная политика не будет иметь какого-либо значительного негативного воздействия на экономический рост, так как основные ограничения по своей природе являются структурными”, – объяснила она: основные риски связаны с ценами на нефть, от уровня которых зависит около 60% всех экспортных доходов экономики.
“Наша политика обеспечения низких темпов инфляции стабилизирует рынок и укрепляет уверенность в завтрашнем дне населения и бизнеса, – сказала Набиуллина. – Такой положительный внешний эффект компенсирует негативное воздействие жесткости. Это дает нам основания полагать, что коэффициент издержек антиинфляционной политики для экономического роста в России был близок к нулю”.
Альтернативный подход – это контроль за движением капитала, и такие меры предлагались, рассказала Набиуллина.
Но принудительные ограничения на отток валюты из страны, если и будут иметь позитивный эффект, то краткосрочный, подчеркнула она.
“Если бы мы прибегли к подобной мере всего один раз, инвесторы ожидали бы возвращения к ней вновь и вновь. А подобные ожидания могут вызвать значительное увеличение оттока капитала и усложнить управление волатильностью”, – сказала Набиуллина.
По материалам: “Finanz.ru”