Дебютная картина Максима Панфилова “Иван – сын Амира” на протяжении уже нескольких месяцев успешно шествует по различным кинофестивалям. Кроме того, данная картина – единственная, получившая приз на кинофестивале класса “А”, в августе в Монреале. Одна из причин ее притягательности – в том, что она показывает переплетение судеб народов, некогда населявших Советский Союз. Об этом и о многом другом – наш разговор с режиссером картины Максимом Панфиловым, для которого эта картина стала дебютной.
-Максим, для тех, кто данный фильм не видел, расскажите, пожалуйста, вкратце, о чем он?
-Она – из Севастополя. Он – из узбекского кишлака и у него две жены. Она бежит со своими детьми от войны и находит убежище в его доме. Она станет его третьей женой и родит ему сына. Она не знает, что ее муж – лейтенант Черноморского флота жив и скоро найдет ее.
Фильм о двух семьях русской и узбекской. История о верности и ревности, пути к прощению и взаимопониманию, мужа к жене, отца к сыну. История о возможности услышать другого, говорящего на чужом языке.
-Почему вы выбрали именно этот материал для режиссерского дебюта? Что вы нашли в нем?
-Потому что был сценарий, который мне подошел.
Я очень много слышал таких историй, когда люди уезжали и оставались там навсегда. Видел пару документальных фильмов. На эту тему есть очень много разных историй. Просто мне показалось это интересным кинематографическим сюжетом, где можно рассказать довольно длинную историю. Это, конечно, усложняло нашу работу, потому что история не могла произойти за два, за три дня, за четыре, за месяц, за год. Нужно было рассказать, по крайней мере, о двух-трех годах жизни героини в Узбекистане и последующей жизни.
Во время войны, на самом деле, историй была много, когда женщины уезжали в Среднюю Азию, оставались там надолго. А некоторые навсегда. Как-то это взбудоражило. Я подумал, какой может быть замечательный сюжет! И сочинил синопсис на трех страничках. Потом рассказал идею Андрею Осипову, своему товарищу по курсам, и мы решили попробовать сами написать сценарий.
-Если обратиться к фильму уже к самому, то скажите пожалуйста, почему, когда там дошло дело до родов, мужчина не вызывает к женщине на дом никого?
-Пуповины в кадре нет, потому что не хватило денег на данный кадр.
-Почему в фильме не показано конкретики времени? Есть красные флаги, есть палатка, но почему-то чего-то не хватает…
-В этой картине мы пошли по пути макроплановой съемки. На самом деле в картине далеко не всё так, как изначально кажется. У нас было достаточно много хороших артистов, которые умели сыграть так, как нам было надо.
– Какие сложности вообще были с воссозданием эпохи?
-Что касается кишлаков, если только о них речь вести, там можно было и не воссоздавать эпоху. Там важно было сделать образ, декорацию дома, в котором живет героиня. Мы постарались, и мне кажется, у нас получилось.
-Насколько сильно Вам пришлось переделывать сценарий?
-Сценарий обсуждался постоянно, постоянно что-то корректировалось, но запуститься мы не могли достаточно долго.
-То, что корова у вас в кадре что-то сглатывает – это нарочно?
-На самом деле это – кадр, продуманный природой. Да и в целом многие кадры были взяты в нашем фильме с домашних заготовок.
-Как удалось не впасть в эстетику природы бесконфликтности во время съемок данного фильма?
-Просто я делал то, что чувствовал.
-Почему Ваш дебют произошел именно сейчас?
-Потому что когда мы написали сценарий, мне очень понравился сюжет, понравилась история фильма. И я решил, что всё, надо начинать.
-А почему Вы к дебюту шли чрезвычайно долго?
-Тому миллион причин, и финансы – это не главное. Поначалу я работал как актер, но мне было как-то неловко этим заниматься, и разобравшись, я быстро с этим делом расстался. Много работал в театре, ставил спектакли. У меня было несколько своих сценариев, были попытки запуститься с фильмом, но неоднократно они не удавались. И наступил момент, когда я решил, что, наверное, просто не буду этим заниматься, достаточно долго и не думал о режиссуре кино. А потом все изменилось: появился сюжет, который так захватил, так сильно…
-Почему несмотря на то, что живет вроде бы как современный человек, но вдруг откуда-то взялись 60-е годы. откуда это? Почему именно так всё получилось?
-На самом деле идей была масса. Что получилось, то получилось.
-Почему Вы выбрали Узбекистан (для съемок- ред.)?
-Потому что там комфортно.
-Всем ли актерам было комфортно? Как, например, ездила Каролина Грушка?
-Ее удивило то, что в этом государстве очень открытые люди.
-А Дмитрий Дюжев всё нормально перенес?
-Да всё нормально! Отвечая на вопрос о том, как получилось, что он попал в Узбекистан, он отвечает на вопрос просто “встретил человека, который говорит, что пишет сценарий, где на меня была предусмотрена роль.
-А почему Вы именно его выбрали на главную роль?
-Такой человек, как Дима Дюжев, на войне погибнуть не может (улыбается). Когда мы с Андреем еще писали сценарий, то перед глазами как-то стоял Дима. В нем есть сила, трогательность, есть эксцентрика, он уникальный интересный актер. Так что мы актера на эту роль и не выбирали. Написали сценарий, дали ему почитать: Диме не очень понравился его персонаж, ему понравился узбек. Я ему объяснил, что узбека должен играть узбек, а он может сыграть очень хорошо Ивана. Изначально эта роль была очень небольшой, а в процессе работы вторая часть, после его возвращения, увеличилась. Узбекская часть стала началом нового сюжета.
-Насколько, на Ваш взгляд, режиссерское, авторское кино сегодня в целом может быть коммерчески успешным?
-Времена меняются. Мне кажется, уже есть достаточно фильмов, которые сняты авторами, и эти фильмы успешны, о них знают, о них говорят. Другое дело, что они с очень скромными цифрами приходят в прокат. Но, я думаю, что это дело времени.
-Можно ли сказать, что Ваш фильм построен на теории бесконфликтности?
-Да, у нас никто никого не убивает, никто ничем не болеет, даже насморком. В фильме, действительно, много персонажей, многие – сложные, но отрицательных нет. Нет плохих и хороших, есть люди с весьма сложной проблемой: как быть дальше, как выходить из этой ситуации? Это фильм о человеческих взаимоотношениях. Ничего большего в фильме нет. На открытых эмоциях не просто существовать, тут очень важна мера, надеюсь, мы ее соблюли.
-Спасибо за интересную беседу!
Герман НАПОЛЬСКИЙ