Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский накануне отметил, что у проекта Ка-62 «непростая судьба»
Первый лётный образец новейшего российского гражданского многоцелевого вертолета Ка-62 был продемонстрирован гостям Восточного экономического форума во Владивостоке. До места презентации машина выполнила своей первый длительный полет, во время которого его сопровождал вертолет Ми-8 поисково-спасательный службы. Обозревать «Совершенно секретно» выяснил, почему у вертолета «тяжелая судьба» и зачем ему нужны были спасатели на «хвосте».
Выставленная на острове Русском машина — гражданский многоцелевой вертолет Ка-62. Предназначен для перевозки пассажиров, офшорных работ, экстренной медицинской помощи, воздушных работ и наблюдения, транспортировки грузов внутри кабины и на внешней подвеске, патрулирования и экологического мониторинга. Благодаря большой высоте полёта и мощным двигателям Ка-62 также может осуществлять поисково-спасательные и эвакуационные работы в высокогорных районах. В России практически отсутствуют вертолеты данного класса, и потребность в нём ощущается во всех областях экономики, где используется авиация.
О создании
Конструкторское бюро имени Камова приступило к разработке принципиально нового военно-транспортного вертолета еще в восьмидесятые годы прошлого века. Ему присвоили название В-60 (впоследствии он был переименован в Ка-60). Предполагалось, что в новой машине будет реализована классическая схема несущего винта, но хвостовой винт будет облачен в специальный кожух – фенестрон. Вертолет создавали в придачу к боевой машине В-80 (Ка-50 «Черная акула»), которую в то время ставили на серийное производство.
Фактически, К-60, прозванный позже «Касаткой», должен был стать разведывательно-командной машиной, которая могла бы осуществлять управление четырьмя боевыми Ка-50. Для этого на борту Ка-60 должен был устанавливаться разведывательный комплекс. Однако к тому времени комплекс не был разработан, и генеральный конструктор КБ Камова Сергей Викторович Михеев принял решение дальнейшую разработку нового вертолета вести в формате универсальной транспортной машины.
10 декабря 1998 года первый лётный образец Ка-60 поднялся в воздух. В дальнейшем начались этапы различных испытаний, которые продвигались очень медленно из-за отсутствия должного финансирования. Летом 2010 года один из двух опытных образцов Ка-60 потерпел аварию и упал в Люберецком районе Московской области. Двое лётчиков-испытателей, находившиеся на борту, остались живы, но получили серьезные травмы и смогли вернуться к лётной работе только через год. Фактически эта авария поставила крест на проекте Ка-60, и все усилия конструкторского бюро были обращены на создание гражданского многоцелевого варианта вертолета, получившего собственное имя Ка-62.
Новая версия
С 2010 года на авиазаводе ААК «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина (входит в холдинг «Вертолёты России»)в Приморском крае приступила к сборке трех вертолетов Ка-62. Два из них должны были стать лётными машинами, а корпус третьего предполагалось отдать на статические испытания. Работы шли тяжело – конструкторский коллектив долго не мог определиться с окончательным обликом новой машины и постоянно присылал на серийный завод различные конструктивные изменения, что не позволяло выполнить сборку вертолетов в означенный срок.
Вертолет был насыщен новизной – только применение композитных материалов должно было составить более 60% от всех узлов. Рулевой винт, размещенный в кожухе хвоста, так же представлял собой ранее неведомый в отечественном вертолетостроении элемент. Но самое главное – новый вертолет задумывался как машина, строительство которой должно было проходить в условиях широкой международной кооперации. Двигатели к вертолету должна была поставлять французская компания «Турбомека», трансмиссию — австрийская компания «Цоклер». Иностранной должна была быть и бортовая авионика. После введения санкций в 2014 году взаимодействие с европейскими поставщиками было прекращено. Сроки выхода первой машины опять отодвинулись на неизвестный срок.
Однако еще к 2012 году на «Прогрессе» удалось собрать корпус первого вертолета, который был очень красиво (непривычно для отечественных машин) покрашен, и отправлен на выставку вертолетной индустрии «ХелиРаша-2012» в Москве. Вертолет осмотрел Дмитрий Медведев, который, как утверждают в кулуарах, наступив на подножку, отломал её от фюзеляжа. Этот конфуз хоть и был скрыт от общественности, но уверенности в положительной судьбе проекта не прибавил. И все же в конце 2012 года вертолетный холдинг подписал контракт с одной из бразильских авиакомпаний на поставку 7 вертолетов до конца 2016 года, что еще тогда весьма скептически было воспринято на серийном заводе. Контракт исполнен не был.
Полетели
В апреле 2016 года на заводском аэродроме в Арсеньеве состоялся первый взлет вертолета Ка-62. Машина поднялась в воздух на высоту более 30 метров, выполнила висение, несколько разворотов, после чего произвела посадку. Анализ данных объективного контроля вскрыл массу болезненных симптомов в конструкции машины, после чего вертолет был возвращен на доработку.
Следующий полет вертолет Ка-62 выполнил только через год – всё это время ушло на доработки конструкции. 25 мая 2017 года Ка-62 взлетел и совершил полет по кругу, достигнув скорости 110 километров в час – после чего приземлился, и снова был лишен неба на целый год, который снова ушел на конструктивные доработки.
В конце августа 2018 года Ка-62 поднимался на значительную высоту и разгонялся до крейсерских скоростей. Главным для него испытанием стал перелет из Арсеньева во Владивосток – на Восточный экономический форум.
Так как вертолет не прошел полного круга испытаний, то у персонала авиазавода «Прогресс» не было полной уверенности в успехе предстоящего полета. поэтому было принято решение сопроводить Ка-62 на всем протяжении маршрута. Для этого был выделен вертолет Ми-8мт, входящий в состав поисково-спасательный службы «Прогресса». Полет длился два часа, что говорит о небольшой скорости полета – чуть более ста километров в час.
Ожидается, что серийное производство вертолета Ка-62 начнется на «Прогрессе» до 2020 года, а построенные машины займут свою нишу в отечественной авиации. Так же планируется пройти сертификацию по лётной годности для эксплуатации вертолета в других странах.
Алексей Суконин
По материалам: “Совершенно секретно”