Боевые геи мафии
Интервью «отравителей» Скрипалей поставило еще больше вопросов в деле, и без того насквозь запутанном. Россияне, судя по всему, отнеслись к нему с явной иронией, помноженной на «горячую любовь» к родным спецслужбам. Сначала в шутку, а потом и вполне себе серьезно наши соотечественники на вопрос «что это было?» предположили, что публичный каминг-аут Петрова и Боширова был дан им в наказание от начальства за совершенные просчеты. А теперь уже и британские СМИ назвали произошедшее возмездием парочке «боевых геев» за проваленную операцию. Возможно ли такое в действительности? Могли ли разведчики и спецслужбы, отправившие их на задание, быть столь непредусмотрительными? Почему могло быть выбрано именно такое объяснение визиту загадочных россиян в Великобританию? Своими мыслями об этом на условиях анонимности поделился с «МК» бывший сотрудник ГРУ.
— Во-первых, нужно сразу уйти от терминологической путаницы. В данном случае мы не говорим про нелегалов, — говорит наш собеседник, оставивший службу в этой структуре разведки полтора десятка лет назад. — Нелегал — это Штирлиц, человек, который годы тратит на подготовку и внедрение, по сути, вживается в придуманную биографию. Таких никто и никогда не будет отправлять убивать — разве что изначальная цель этого нелегального внедрения была именно в том, чтобы подобраться, например, к президенту и в нужный момент его устранить. Если допустить, что в деле Скрипалей кто-то из силовиков замешан, то это не нелегалы, само собой. Это ликвидаторы. Специальные люди, чья задача в том и состоит, чтобы грамотно ликвидировать тех, на кого им укажут. В спецслужбах, разумеется, такие люди есть — не только в российских, во всех.
Во-вторых, в деле Петрова–Боширова главный вопрос вообще не в том, убийцы они или геи-туристы. Главный вопрос — действительно ли они Петров и Боширов. Потому что вполне может быть так: британские спецслужбы зафиксировали двух людей, которых они посчитали именно ликвидаторами, а российские власти по-быстрому нашли двух примерно похожих, которых и «назначили» Петровым и Бошировым. Судя по тому, что пишут про номера их паспортов и грифы «секретно» на их документах, далеко ходить не стали, взяли двух людей, которые не могут в силу своей службы ослушаться приказа.
— Журналисты «МК» выяснили, что в паспорте одного из обвиняемых стоит прописка по реальному адресу, но проживающие там люди, которым коллеги дозвонились, этого человека не знают. Могли разведчикам выдать такие «провальные» документы?
— Реальным ликвидаторам всегда делаются качественные документы. Но на дело они никогда не ездят с документами из своей страны, пусть даже липовыми. Сегодня не проблема сделать высокого качества паспорт/загранпаспорт любой страны. И если бы было нужно отправить реальных ликвидаторов на серьезное задание, то в Англию въехали бы, например, гражданин Латвии и гражданин Доминиканы, а выехали бы после выполнения задания гражданин, например, Венгрии и гражданин Пуэрто-Рико. При этом строго в разное время и строго разными способами. На это есть (вернее, был, сейчас не знаю) жесткий регламент: каждая операция по устранению прорабатывается до мелочей, в обязательном порядке предусматриваются и варианты отхода, и варианты ликвидации неудачливых ликвидаторов.
— Как учат разведчиков не попадать в камеры наблюдения? Как вообще в этой ситуации они могли бы замести следы, не дать себя идентифицировать?
— Конечно, разведчиков учат как минимум отслеживать эти камеры видеонаблюдения — проблема только в том, что именно в Англии, насколько я знаю, плотность этих камер на квадратный метр очень высока. То есть еще на этапе подготовки операции здесь должна была стоять другая задача: не избегать камер, а тщательно гримироваться, например. Как замести следы? Ну, для начала не создавать эти следы — не селиться вместе, не приезжать-уезжать вместе, не ходить одновременно к дому Скрипалей.
— Насколько часто в разведке применяются отравления?
— Отравление — не самый распространенный способ. Но, судя хотя бы по истории с Литвиненко, сегодня еще вполне рабочий. Другое дело, что именно со Скрипалями и выбор, и использование отравляющего вещества выглядит очень странно. Можно, конечно, предположить, что важно здесь было не просто убить, а убить демонстративно, чтобы было понятно, кто и почему. Такое бывает, само собой, но к этому случаю применимо с трудом: уж очень все непрофессионально выглядит.
— Как вы в принципе оцениваете версию этих двоих, озвученную у Симоньян? Какие несуразности можете отметить в их объяснениях?
— Версию этих двоих уже все соцсети оценили, что я тут могу добавить? С моей точки зрения, бред, причем еще и плохо продуманный.
— Могли в структуре, которой приписывают Петрова и Боширова, использовать для такой операции двух мужчин нетрадиционной ориентации, предположим, под угрозой огласки их личной жизни? Или все действительно похоже на ту шутку, что вовсю гуляет сейчас в Сети: раз провалили операцию, будете теперь геями? Может реально недовольное начальство так поглумиться над своими подчиненными?
— В качестве ликвидаторов ГРУ не использует случайных людей. Во всяком случае, раньше так было. Ну а идея о том, что это реальные сотрудники ГРУ, которые провалили задание и за это их назначили геями, — конечно, полный абсурд.
— Если это все же сотрудники разведки, то все равно они живут не в вакууме. Каким может быть круг лиц, которым известна правда о месте работы разведчика? Как в подобных случаях может обеспечиваться молчание этих людей (знакомых, друзей, любовниц, бывших жен и прочих)? Известны ли начальству разведчика все его связи? Проводится ли с такими людьми какая-то работа?
— Разведчик живет не в вакууме, само собой. Если это обычный сотрудник, то о его работе, разумеется, знает ближний круг — жена как минимум. Понятно, что с любого сотрудника ГРУ и ФСБ берется расписка о нераспространении данных, в том числе и личных. Проконтролировать это можно — только не факт, что сейчас кто-то этим занимается. Раньше слушали всех — все домашние и рабочие телефоны, во всяком случае, стояли на контроле. Ликвидаторы — особая статья: понятно, что про истинную работу такого сотрудника не знают ни жена, ни мама.
— Если предположить, что эти двое все же разведчики, провалившие задание, какая судьба может их ждать?
— В целом предположить, конечно, можно все что угодно. Но вот если эти двое действительно сотрудники разведуправления, если они действительно причастны к попытке ликвидации Скрипалей, то это значит, что структура просто накрылась медным тазом. И вот это реально страшно.
— Вы наверняка пытались анализировать произошедшее. Какая версия вам лично кажется более правдивой?
— Есть версия, о которой мало говорят, но которая, по-моему, вполне может оказаться реальной: вся история со Скрипалями — это не про «месть государства», а про «месть мафии». Писали же, что Скрипаль был связан с русской мафией в Испании и что вместе с тем он работал на испанскую разведку. Если устранить его взялась мафия, то вот эти просчеты легко объясняются, так же как и выбор отравляющего вещества. В последние годы в сфере охраны-транспортировки сильнодействующих ядовитых веществ полный бардак, они легко расходятся по разным странам и структурам, в первую очередь криминальным. Вполне возможно также, что российское руководство очень сильно не заинтересовано в расследовании именно такой «мафиозной» схемы — потому и лепит по-быстрому что получится. Нужны «Петров и Боширов»? Ну вот вам Петров и Боширов, обычные геи, а вы там дальше сами решайте, верить им или нет. Нельзя исключить, что даже подозрения в сторону разведывательной структуры по каким-то причинам не так сильно пугают руководство, как возможность того, что англичане выйдут на реальных исполнителей и реальные причины. Есть, кстати, вариант, что те же Петров и Боширов не были ликвидаторами, а выполняли какую-то промежуточную функцию: наблюдали, например, и передавали информацию реальным ликвидаторам.
Алена Павлова
По материалам: “Московский комсомлец”