Минтариф урезал необходимую валовую выручку МУП «ПОВВ»
Челябинское МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» лишилось значительной части доходов. Министерство тарифного регулирования и энергетики (МТРиЭ) региона вскрыло необоснованные расходы, которые предприятие пыталось заложить в тариф на 2018 год, и сократило необходимую валовую выручку водоканала на сотни миллионов рублей. Позицию областных чиновников уже подтвердили в Челябинском УФАС, которое также сочло траты муниципального актива необоснованными. Как выяснилось, МУП «ПОВВ», например, пыталось заложить в тариф расходы по работам, на которые уже получило деньги в 2017 году. Кроме того, контролирующие органы не сошлись с менеджментом предприятия в подсчете сотрудников и оценке стоимости материалов для водоканала. Эксперты указывают, что решение регулятора может стать ощутимым ударом по коммунальному предприятию, и без того сталкивающееся с финансовыми трудностями. В свою очередь депутаты говорят о новых рисках для казны города, которые по их подсчетам исчисляются уже миллиардами рублей.
Челябинское УФАС отказало МУП «ПОВВ» в требованиях признать незаконным решение Министерства тарифного регулирования региона, урезавшего необходимую валовую выручку (НВВ) предприятия на 2018 год. При установлении тарифов регулятор признал экономически необоснованными расходы предприятия в размере 267,2 млн рублей, подвергнув секвестру затраты на ремонт, оплату труда с отчислениями на социальные нужды, приобретение материалов, услуги вневедомственной охраны объектов и т.д. В итоге, НВВ МУПа от оказания услуг в Копейском городском округе снижена до 126 млн рублей.
Отметим, что Минтариф сократил отдельные расходы водоканала в разы: по статье «на ремонт» предприятие просило учесть в тарифе 104 млн рублей, в то время как регулятор определил только 21,3 млн рублей. В частности, расходы скорректированы и приняты с учетом исключения объектов, предусмотренных в тарифах в 2017 году.
Согласно позиции регулятора, в заявке отсутствовали фактические подтверждения расходов на текущий и капитальный ремонты. Также не было подтверждено количество используемых технических средств, рабочих, а сами сметы – завышены.
«Выявлено существенное завышение стоимости материалов, при этом отсутствуют марки и характеристики, что, в свою очередь, затрудняет осуществление мониторинга относительно корректности цены. В стоимостной экспертизе по капитальному ремонту выявлен ряд мероприятий, учтенных в тарифах 2017 года. Стоимость и объем работ иных мероприятий также завышены», – указывает регулятор.
Необоснованные расходы, как ни странно, были выявлены и в статье «Расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды». В частности, у водоканала и Минтарифа оказались разные взгляды на численность персонала. Изначально предприятие просило учесть фонд оплаты труда в размере 135 млн рублей на 330 сотрудников, но оказалось, что в производственной деятельности на данном участке занято только 169 человек, а их суммарная зарплата составила 61,3 млн рублей.
Наибольшему секвестру подверглись расходы на приобретение сырья, материалов и их хранение – эта статья была снижена почти с 97 всего до 6 млн рублей. Также регулятор значительно урезал в тарифе расходы на охрану объектов МУПа: с 5,7 млн рублей до 190 тыс. рублей, а статья «прочие затраты» в размере 4,5 млн рублей и вовсе исключена из НВВ на 2018 год.
Отметим, что учет всех требований МУП «ПОВВ» сильно отразился бы на тарифе, а значит, оплачивать необоснованные претензии водоканала пришлось бы потребителям Копейска и региональному бюджету.
На предприятии «Правде УрФО» отказались комментировать ситуацию, сославшись на то, что решение Челябинского УФАС пока не вступило в силу и может быть обжаловано в суде. Впрочем, пока соответствующего заявления в картотеке арбитражных дел не зарегистрировано.
Между тем, как указывают собеседники издания в отрасли, недополученная прибыль, которую изъял регулятор, судя по всему, ощутимо ударит по финансовому состоянию МУП «ПОВВ». Дело в том, что коммунальный актив города и без того перманентно находится в сложной ситуации, связанной как с долгами, так и с претензиями контролирующих органов. Исходя из бухгалтерской отчетности за 2017 год, долги МУПа достигли почти 700 млн рублей при чистой прибыли всего 4,6 млн рублей.
Более того, Управление Росприроднадзора по Челябинской области предъявило к предприятию взыскание ущерба в 1,1 млрд рублей, нанесенного крупнейшим водоемам Южного Урала: реке Миасс, озеру Синеглазово и Шершневскому водохранилищу. В самом МУПе вину отрицают. В данный момент надзорное ведомство пытается обосновать свои претензии в суде. Как ранее сообщала «Правда УрФО», по мнению Росприроднадзора, в водоемы сбрасывали стоки со значительным превышением содержания загрязняющих веществ. В источник питьевого водоснабжения города-миллионника сливали воду с большим количеством нитратов, нитритов, органических соединений, высокая концентрация которых чревата значительным ухудшением здоровья челябинцев.
Помимо экологической составляющей проблемы, собеседники издания в думе указывают на потенциальные риски, возникающие для бюджета Челябинска. Как ранее сообщала «Правда УрФО», муниципальные предприятия уже накопили миллиардные претензии по своей деятельности, отвечать по которым, вероятно, придется городской казне. Так, по уже ликвидированному транспортному МУПу «ЧАТ» арбитражный суд привлек администрацию Челябинска к субсидиарной ответственностина общую сумму 878 млн рублей. Ожидается аналогичный иск и по МУП «Челябинский городской электрический транспорт» (ЧелябГЭТ). Кроме того, сохраняются существенные долги, например, МУП «ЧКТС» перед поставщиком тепла АО «УТСК» («дочка» ПАО «Фортум»).
Антон Гуськов
По материалам: “Правда УрФО”