Ведь ты — институтка, не фея из бара
Новый скандал с сексуальным оттенком, в котором оказались замешаны студенты-первокурсники, стремительно набирает обороты после публикации в Сети видео с городского посвящения в студенты в Тюмени. На вечеринке несколько девушек и парней полностью разделись на сцене в борьбе за приз — сертификат в тату-салон на 1000 «деревянных».
Примечательно, что в одной из оголившихся блондинок пользователи Сети узнали 19-летнюю молодую мать, имеющую 6,5 тысячи подписчиков в Инстаграме. Видео конкурса на раздевание вызвало такой резонанс, что организаторами вечеринки заинтересовались местные следователи. Кроме того, мероприятие уже прокомментировали в Тюменском государственном университете, первокурсники которого могли оказаться среди стриптизеров-любителей.
Пресс-секретарь вуза Елена Дружинина пообещала, что ТюмГУ проведет внутреннюю проверку и, если причастность студентов к действу подтвердится, им может грозить отчисление. Также Дружинина сообщила, что главное — найти «подстрекателей», то есть организаторов такого рода конкурсов.
Тезис представителя университета о том, что «для решения проблемы нужно искать истоки ее зарождения», — бесспорно, верный. Но главное, вопреки ее утверждению, как раз не в этом. А в упомянутом ею же понятии «академической этики», которое в последнее время, увы, становится анахронизмом. А ведь именно ее наличие (или отсутствие) в обществе является мерилом уровня цивилизованности.
Организаторы вечеринки оправдывают свои действия тем, что на мероприятие пропускали по паспортам только совершеннолетних, да и участники конкурса вышли на сцену и разделись исключительно по собственному желанию. Делали они это, слава богу, не в стенах своих альма-матер, а в месте, предназначенном для увеселительных мероприятий. К тому же проведение подобных конкурсов у нас в стране вроде как не противоречит закону.
Да, все так. Но главная проблема, которую обнажили студенты вместе со своими телами, это полное нивелирование образования в самой его сути, в его истинном, первостепенном значении. Ведь раньше люди стремились стать образованными, чтобы вместе со знаниями получить и новый, более высокий культурный уровень, из которого, в частности, вытекают и рамки приличия — понятие размытое и различное для разных слоев населения. Сегодня же эта — главнейшая! — задача образования во многом утрачена. И именно этим фактом объясняется скандал в Тюмени, который отнюдь не уникален, он лишь очередное звено в длинной череде подобных происшествий последних лет.
Скажем, не позднее года назад в Челябинской области отчислили из учебного заведения и заклеймили позором в соцсетях студентку педагогического колледжа, оголившуюся в ночном клубе в борьбе за смартфон.
Образование — последний оплот культуры. В том числе и внутренней, позволяющей или не позволяющей человеку, в частности, публично раздеваться донага в надежде на материальное вознаграждение. Если сумма полученных знаний больше не поднимает нравственную планку человека, то деградация образования как инструмента положительного влияния на ум индивидуума и на общество в целом, увы, очевидна. Но если образование больше не справляется с задачей формирования личного культурного базиса человека, то что же нам остается? Только религиозные догмы, построенные на запретах и устрашении? Если так, они будут все более и более востребованы. И ужесточены.
А если нет, то как еще объяснить молодому человеку, что раздеваться за тысячу рублей на сцене — это постыдно, бесстыже, непристойно, охально, срамно? Если даже просто эти слова практически вышли из нынешнего активного словесного обихода и скоро получат в словарях пометку «устаревшие». Уже сегодня они звучат для молодых как практически незнакомые, взятые откуда-то из классической литературы прошлых веков. То ли дело «тату» или «айфон».
Татьяна Федоткина, Светлана Цикулина
По материалам: “Московский комсомолец”