Суд встал на сторону ОАО РЖД и ФГК
Суд первой инстанции принял сторону ОАО РЖД и входящей в него Федеральной грузовой компании (ФГК) по делу о завышении ставок на полувагоны. Он счел, что ФАС неправильно определила границы рынка, уровень конкуренции и основания для повышения цены. ФАС намерена оспаривать решение в апелляционной инстанции, а юристы полагают, что там шансы у службы выше, что подтверждается прецедентами.
Арбитражный суд Москвы постановил признать недействительным решение ФАС о признании ОАО РЖД и входящей в него Федеральной грузовой компании нарушившими антимонопольное законодательство и выданные им предписания, свидетельствуют материалы от 21 сентября в картотеке арбитражных дел. ФАС 15 декабря 2017 года признала ФГК нарушившей закон о защите конкуренции путем установления в 2016 году монопольно высокой ставки на полувагоны, а ОАО РЖД — путем создания условий для этого за счет агентских договоров с ФГК. Служба предписала компаниям в том числе продавать услуги 50% парка полувагонов ФГК через электронные торги, те оспорили это в суде.
Конфликт ФАС и ФГК продолжается более двух лет. В марте 2016 года ФАС разрешила ФГК привлечь в аренду парк «УВЗ-Логистик» (сейчас «Модум-Транс») на условиях уведомления о росте ставки на 7,5%. В 2017 году на рост цен ФГК пожаловались сначала щебеночники, а потом энергетики. ФАС сочла, что компания увеличила цены без уведомления. Как говорил в интервью “Ъ” 25 сентября глава службы Игорь Артемьев, ФАС считает, что ОАО РЖД и ФГК должны сдерживать, а не поднимать цены, и, если нарушения не прекратятся, будет добиваться снятия их руководства.
Суд постановил, что в действиях ФАС «имеются нарушения требований законодательства при проведении анализа товарного рынка, определении доминирующего положения лиц на товарном рынке», а также что «повышение ФГК ставок на предоставление полувагонов вызвано объективными обстоятельствами и не формирует состава установления монопольно высокой цены». По мнению суда, при определении границ рынка ФАС не приняла во внимание его связь с рынками других стран с российской шириной колеи, а также неправомерно исключила из числа участников рынка мелкие и средние компании и кэптивных операторов. Барьеров для новых игроков также не нашлось: в 2014–2016 годах и первом квартале 2017 года на рынке появилось более 270 новых операторов полувагонов. Суд не признал цену ФГК монопольно высокой, указав, что рентабельность ее услуг по предоставлению вагонов в 2016 году составляла 4–4,1%, по всем видам деятельности — 5,5% (у других крупных операторов — 10,6–15,7%). Претензии к агентским договорам суд также отмел: как следует из решения, ФАС сделала вывод о доминировании ОАО РЖД на рынке агентских услуг на основании того, что оно включено в реестр естественных монополий, но это касается другого рынка — железнодорожных перевозок.
В ОАО РЖД “Ъ” направили в ФГК, где сообщили, что компания «не занимала и не занимает доминирующее положение на рынке полувагонов, а также никогда не устанавливала монопольно высокие цены». Заместитель главы ФАС Сергей Пузыревский сообщил “Ъ”, что служба «в установленный срок подаст апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции». «На мой взгляд, суд в недостаточной мере уделил внимание положению ФГК на рынке, на котором было совершено нарушение,— говорит управляющий партнер УК “Право и бизнес” Александр Пахомов.— Как справедливо заявлял господин Артемьев, доля отдельных участников рынка полувагонов позволяет им не просто влиять, а, по сути, контролировать ставки». Юрист считает шансы ФАС в апелляции достаточно высокими, но полагает, что спор может затянуться. Заместитель гендиректора по правовым вопросам НЮС «Амулекс» Юлия Галуева отмечает, что ФАС в своей позиции ссылалась на ранее принятый по аналогичной проблеме судебный акт, по которому суд первой инстанции также отказал, зато апелляция поддержала службу.
Наталья Скорлыгина
По материалам: “Коммерсантъ”