История успеха Марка Цукерберга
Набив руку на бездарных компьютерных играх, Марк Цукерберг освоил программирование и создал социальную сеть Facebook, без которой уже невозможно представить современный мир.
Forbes представляет новый видеопроект — «Инвестируй как миллиардер». Заработать крупное состояние не просто, но куда сложнее сохранить его и уж тем более приумножить. Инвестбанкиры и аналитики рассказали Forbes о том, как богатейшие люди мира добились успеха и чем отличаются их инвестиционные стратегии и подходы к ведению бизнеса. Герой пятого эпизода — основатель Facebook Марк Цукерберг.
В детстве Марк Цукерберг создавал компьютерные игры. Как сам он признавал, все они были отвратительными. Зато помогли освоить программирование. В 12 лет Цукерберг написал программу-мессенджер, которую назвал «Цукнет». В дальнейшем ее стал использовать отец Марка, дантист, чтобы ассистентка в приемной не кричала на весь офис о пришедших клиентах, а просто уведомляла его в электронном формате. Мессенджер пригодился и для семейного общения.
В 2002 году, когда Марк Цукерберг поступил в Гарвард, у него уже была репутация талантливого программиста. Вскоре он создал приложение Coursematch, где студенты могли публиковать, на какие именно занятия они ходят. Как позже рассказывал сам Цукерберг, его огорчало отсутствие какого-то общего для всех способа познакомиться с другими людьми и узнать об их жизни. На вопрос журналиста газеты «Die Welt am Sonntag» о том, как же Coursematch стал Facebook, Цукерберг ответил, что ключевую роль сыграл финальный экзамен по истории искусств. Цукерберг почти все свое время посвящал программированию и чувствовал, что, скорее всего, завалит этот экзамен, для которого нужно было написать эссе о ценности того или иного арт-объекта. Тогда Цукерберг сделал приложение, которое показывало случайно выбранный предмет из коллекции и позволяло оставлять комментарии о нем. Результаты экзамена оказались высокими. После того как Марк выполнил еще несколько тестов, он подумал о том, что неплохо было бы сделать приложение, в котором люди могут делиться своими мыслями по поводу всего, чего хотят, — это и была первая версия Facebook.
Это правда Марка Цукерберга. В другую версию событий верят его однокурсники по Гарварду, которым в 2009 году Facebook выплатил $65 млн. Дивья Нарендра и братья Уинклвосс обвинили Цукерберга в том, что он украл их идею, технологию, дизайн и бизнес-план, когда они наняли его разработчиком для своего сайта свиданий. По их версии, Цукерберг, ознакомившись со всеми деталями, вместо того чтобы честно выполнить свою работу, сделал свой сайт, который впоследствии и стал Facebook. Детали судебного процесса держались в секрете, юристы обеих сторон даже попросили удалить журналистов из зала суда. Как бы то ни было, Facebook завоевал мир, и мы уже не представляем свою жизнь без этого приложения.
Facebook активно инвестирует в стартапы и технологии. Количество компаний, приобретенных Facebook, превышает полсотни. В июне 2012 года компания Цукерберга купила Face.com — приложение, позволяющее распознавать лица на изображениях. В том же году Facebook за $1 млрд приобрел Instagram, который уже был невероятно популярным и мог бы стать серьезной угрозой для Facebook — поэтому компания и решила купить своего конкурента. В 2014 году Facebook потратила $2 млрд на разработчика приборов виртуальной реальности Oculus VR. Виртуальная реальность может позволить не только делиться воспоминаниями и событиями с друзьями, но и передавать им свои ощущения.
Ну и, наконец, самая крупная инвестиция Facebook — мессенджер WhatsApp. Эта покупка обошлась в $19 млрд. Собственный мессенджер Facebook был выпущен в виде отдельного приложения только в 2015 году, то есть уже после приобретения WhatsApp. Кстати, несмотря на глобальный успех WhatsApp, в США им пользуются только несколько процентов. Главный способ коммуникации американцев — SMS (больше 60%), затем Facebook Messenger (15%) и только в последнюю очередь WhatsApp c 2%. Это связано, скорее всего, с тем, что WhatsApp решает проблему коммуникации людей из разных стран, тогда как у большинства американцев такой проблемы нет. Цукерберг и создатель WhatsApp Ян Коум разошлись во взглядах на монетизацию мессенджера, и недавно последний покинул Facebook. А сегодня сложно не заметить, что после беседы с друзьями в WhatsApp в социальных сетях удивительным образом начинает появляться реклама тех вещей, которые вы обсуждали, или картинок, которые вы пересылали. Если нет — приглядитесь.
Алена Авдеева
По материалам: “Forbes”