В гостях у «НВ» — Михаил Чуев, народный артист России и единственный представитель творческой интеллигенции СНГ, который побывал с сольными концертами на архипелаге Новая Земля, а также спел сольный концерт в стенах ООН
Он не стремится быть на гребне нахлынувшей «халтурной волны», не подвержен капризам переменчивой моды, строго соблюдает чувство меры. На его концертах всегда царит атмосфера высокого духа, настоящего творчества.
Михаил Чуев одинаково выкладывается перед аудиторией, пришедшей на празднование дня города, и на правительственных концертах, где поет по приглашениям президентов стран СНГ и мира.
Обладая редким по красоте голосом — лирическим раскатистым баритоном с прекрасным тембром — он никогда не ставит своей целью демонстрацию на сцене незаурядных вокальных данных. Главное для него — донести до слушателя исполняемую песню, «тронуть» его за душу.
Немного сыщется сегодня артистов, с равным успехом поющих в оперных спектаклях и на концертной эстраде, как это делает Чуев, который к тому же подбирает свой репертуар таким образом, чтобы в нем сочетались классические произведения и современные лирические эстрадные мелодии.
При всей многогранности таланта Михаил Чуев всегда остается самим собой и ко всему прочему является прекрасным собеседником, в чем мы убедились в ходе встречи в редакции.
— Кого вы считаете непререкаемым авторитетом в искусстве?
— Лично для меня таким человеком является мой учитель и наставник, замечательный певец Георг Отс, которого я просто боготворю… Для меня он — путеводная звезда и в жизни, и в творчестве.
— А как вы относитесь к «институту звезд»?
— Дело в том, что «институт звезд» — это рождение сегодняшнего дня. Для меня не столь важно, вхожу я или нет в «институт звезд». Важно другое: что я — певец, а все остальное преходящее. Понимаете, профессия важнее, нежели то, что ее окружает… «Звезд» много, а настоящих артистов, я бы сказал, талантов — нет…
— Михаил Алексеевич, в отличие от своих коллег вы не любите экспериментировать со своим имиджем…
— Вы знаете, я предпочитаю больше экспериментировать с творчеством. Гораздо сложнее сейчас сохранить свою индивидуальность, чем изменить ее.
— Что вас радует и что раздражает в сегодняшней жизни?
— Радует, когда тебя понимают. Огорчает и раздражает чрезмерная самоуверенность некоторых людей, их самовлюбленность. Вообще, мне не нравится перебор: доброты, ласки, заботы или, наоборот, холодного надменного отношения, забитости, скромности. Люблю чувство меры и всегда сам безумно боюсь перегнуть палку.
— Может ли сегодня певец, композитор, актер прокормить себя, занимаясь только своей профессией?
— Да, может! Если ему не будут мешать «престарелые мальчики» и «бездарные чиновники», которые считают себя идолами и законодателями моды в бюрократических кабинетах министерств и ведомств, которые курируют культуру, и те, кто считает себя «супершоуменами». К сожалению, это факт… Культурой сегодня занимаются все кому не лень — дельцы, шулеры, шарлатаны и им подобные — только не сами деятели культуры.
— У всех людей бывают трудные моменты в жизни, что помогает выйти из такого положения?
— Мне кажется, что самое главное не загонять депрессию внутрь. Здраво поразмыслить умом и хорошо подумать. И потом, есть ведь друзья, которые готовы тебя поддержать и помочь. У меня совсем недавно была такая ситуация, при которой буквально опускались руки, но друзья, близкие смогли мне помочь найти единственно правильный выход из тупика, поэтому я им благодарен за эту поддержку и особое внимание ко мне.
— Где и как предпочитаете отдыхать?
— На Канарских островах я не отдыхаю, и вообще, уже много лет не ходил в отпуск, так как не хватает времени на это. Отдыхаю преимущественно дома — читаю книги, смотрю телевизор. Чаще всего свой отдых использую с пользой для дела. Сажусь за пианино и играю. Бывает, что приходят хорошие музыкальные идеи, которые тут же ложатся на нотную бумагу. Вместе с тем не откажусь провести свободное время в уютных местах, на природе у друзей, в умной и веселой компании.
— Как вы оцениваете свое благосостояние?
— Все, что я зарабатываю, мне вполне хватает на нормальную жизнь. Действительно, многое мне доступно. Я знаком и тесно работаю со многими влиятельными людьми, но я никогда не пользовался этим расположением в личных целях. Я привык всего добиваться сам, и мне это нравится.
— Михаил, вы — единственный представитель творческой интеллигенции СНГ, кто побывал с сольными концертами на архипелаге Новая Земля и спел сольный концерт в стенах Организации Объединенных Наций. Но мы знаем также, что вы неоднократно бывали в Чечне…
— Мои поездки в Чеченскую Республику, прежде всего, были связаны с гуманитарной миссией — мы возили медикаменты и другой гуманитарный груз. А недавно я получил новое приглашение от чеченского президента — приехать в республику уже с культурной программой. Надеюсь, в ближайшее время такая поездка свершится, поскольку сейчас более менее спокойно, просто необходимо время для подготовки «визита».
— Время, в которое мы сейчас живем, вас устраивает?
— У меня другого времени не будет, поэтому я стараюсь использовать все возможности, чтобы как можно больше отдать людям. Использовать каждый день c максимальной отдачей. Нынешнее время лучше, нежели прошлое… Уже написан и выпущен второй компакт-диск с новыми песнями на стихи Игоря Нехамеса и Михаила Эфросмана, идет работа над новыми дисками других авторов. Меня такая работа вдохновляет и радует.
— Над чем сейчас работаете?
— На столе лежат два сценария художественных фильмов, музыку к которым мне предложили написать. Продолжаю запись вокальных циклов «Танго городов-героев» и «Городов Воинской славы», а также вокального цикла «Знаки Зодиака». Готовлю запись трех вокальных альбомов с новыми лирическими песнями, авторскими песнями и с песнями «ретро». Конечно, в стадии подготовки — новые оперные партии, с которыми, в перспективе, я собираюсь выступать.
— Какой фильм или книга, с которыми вы познакомились в последнее время, вас поразили?
— Я имею привычку перечитывать классику и вновь в ней открывать все новые и новые странички для себя. Вот совсем недавно заново перечитал и открыл совсем другого Андрея Вознесенского. Что касается фильмов, то мне понравился фильм «Царь» режиссера Павла Лунгина.
— Кстати, когда Вознесенский умер, выяснилось, что современная молодёжь его стихов толком и не знает. С удивлением узнавали, что эстрадный хит «Плачет девочка в автомате» написан на стихотворение Вознесенского аж 1956 года! Вас эта ситуация удручает?
— То, что нынешнее молодое поколение меньше интересуется литературой и, в частности, поэзией, объяснимо. Сейчас много отвлекающих факторов. Духовность уступает место прагматике, материальным интересам, поверхностным развлечениям. А высокое искусство становится уделом узкого круга интеллектуалов. Смещение акцентов — это, конечно, грустно, но, видимо, закономерно. Меняются времена — меняются приоритеты. Поскольку Россия последние 20 лет погружается в звериный капитализм средневекового характера, который якобы и есть цивилизованный мир, у нас наблюдается та же картина, что в США и других «развитых» странах. В итоге общество становится роботизированным, предсказуемым и более управляемым. Вы можете меня спросить: для чего вообще нужна поэзия? Благодаря ей человек пытается разобраться в том, кто он есть в этом мире. Французская пословица утверждает: «Человека от животного отличает стремление ко лжи и искусству». Не знаю, как насчёт лжи, но искусство-то точно отличает нас от обезьян. Оно заставляет понимать категорию любви вне категории секса. А категорию успеха оценивать по признаку «как много ты сделал для других», а не «как быстро ты набил свои карманы». Россия всегда козыряла своей духовностью, своим особым путём. Мы могли бы всему миру подать пример, показать, как не надо идти на поводу у тех, кто пытается всем привить унифицированные и поверхностные пристрастия, но вместо этого сами позволили втянуть себя в пагубный процесс.
— Вы один из тех, кто в свое время поддерживал развитие авторской песни. Известно, что этот жанр возник как оппозиция советской эстраде. Что скажете об эстраде российской?
— Советская эстрада всегда была полностью ангажирована властью, она обслуживала её интересы, идеологию. Но при этом она отличалась высоким профессиональным уровнем — композиторским, исполнительским. Современная же эстрада властью не ангажирована, но ангажирована шоу-бизнесом. И ещё неизвестно, что хуже. Ведь, как только эстрада превратилась в шоу-бизнес, она перестала быть искусством. Не может быть искусством то, что работает лишь на потребу платящим деньги.
— А есть ли, на ваш взгляд, среди молодых исполнителей на постсоветской эстраде будущие артисты уровня Леонтьева и Пугачевой?
— Я не вижу. Может быть, я не всех знаю, но те исполнители, которые сейчас на виду, не вызывают у меня больших эмоций. К сожалению, музыка стала фоном. На нее уже никто не обращает внимания. Проблема, вероятно, в большом количестве информации — раньше было два центральных телеканала и несколько музыкальных передач. А теперь каналов десятки, а передач о музыке вообще не сосчитать. Да и все нынешние, так называемые звезды похожи друг на друга, как близнецы. У них нет своей индивидуальности. Все стало очень однообразным и скучным. Модно — это миг, а современно — это вечность.
Беседу вел Сергей ВЛАСЕНКО