«Здесь памятников больше, чем людей»

Гаубицы, подлодка, мертвый кит и другие тайны русского Заполярья

Для того чтобы путешествовать на автомобиле по России, дороги вовсе не обязательны. Корреспондент «Ленты.ру» проехал на UAZ Patriot по расположенным в Заполярье полуостровам Средний и Рыбачий и понял, почему они стали культовыми для любителей автопутешествий по бездорожью со всей России.

Первая в моей жизни ночь в палатке прошла идеально, несмотря на все мои опасения. Шкуры, надувной матрас и спальник, рассчитанный на минус 18 градусов, а также сопящий рядом сосед — сработали идеально — так крепко и комфортно я не спал ни в одном пятизвездочном отеле. А пока я досматривал очередной сон, в наш лагерь въехал… БТР не то с пограничниками, не то с морскими пехотинцами. К счастью, нас не заставили срочно собрать лагерь и эвакуироваться в ускоренном порядке, просто предупредили, что до 16:00 часть полуострова Средний будет закрыта для стрельб Северного флота.

На рейде уже стоят корабли, а самоходные гаубицы и системы залпового огня «Град» выдвигаются на позиции. Ближе к полудню тарахтение дизелей сменяется грохотом артиллерийских залпов, многократно отраженным от суровых скал. Гаубицы бьют куда-то за горизонт, ориентируясь по дыму гигантского костра на дальней сопке. Вокруг суетятся солдаты. В голову как-то сама собой приходит мысль о том, что бьют в сторону Норвегии, в сторону НАТО. Расположенным в приграничной полосе полуостровам в случае войны вновь, как и в 1941-1944 годах, предстоит стать ареной крупномасштабных сражений. Или не предстоит.

Ведь в разделяющей Средний и Рыбачий губе расположен полигон Северного флота, где проходят испытания подводных лодок, и одна из них как раз всплыла во время нашего проезда мимо губы. Немаленький корабль, слушающий новые лодки во время испытаний, кажется жалким траулером на фоне могучего атомного подводного ракетного крейсера. Характерные ребра на задней части корпуса лодки не оставляют сомнений — это лодка 4-го поколения, вооруженная 16 ракетами «Булава».

Каждая ракета несет в себе шесть боевых блоков с индивидуальным наведением и возможностью изменять траекторию. Итого 96 боевых блоков, способных фактически уничтожить несколько крупных городов или небольшую европейскую страну. Гарантия того, что третья мировая война будет быстрой и безболезненной. Умрем и не заметим.

Горячая земля

Приграничная территория России с Норвегией — территория войны. Наверное, нет в России такого места, где эхо Великой Отечественной было бы столь отчетливо слышно. Идешь по тундре, а ковер из зеленого мха и ягеля вдруг начинает хрустеть под ногами. Смотришь, а это немецкая «колючка». Или гильзы, или перья стабилизатора минометной мины. Столь большое количество военных артефактов обусловлено закрытым статусом, который полуострова имели большую часть послевоенной истории.

Сентябрь на Кольском полуострове — сезон грибов и ягод, когда тундра окрашивается в яркие краски. На каждой остановке нашей колонны мы лакомились морошкой, клюквой и черникой.
Фото: пресс-служба UAZ

Сентябрь на Кольском полуострове — сезон грибов и ягод, когда тундра окрашивается в яркие краски. На каждой остановке нашей колонны мы лакомились морошкой, клюквой и черникой.

Сентябрь на Кольском полуострове — сезон грибов и ягод, когда тундра окрашивается в яркие краски. На каждой остановке нашей колонны мы лакомились морошкой, клюквой и черникой.
Фото: пресс-служба UAZ

Людей на Рыбачьем почти нет, многие дома стоят покинутые. Но те, что остались, поражают сочетанием радушия, гостеприимства и каменной твердости характера.

Сентябрь на Кольском полуострове — сезон грибов и ягод, когда тундра окрашивается в яркие краски. На каждой остановке нашей колонны мы лакомились морошкой, клюквой и черникой.
Фото: пресс-служба UAZ

Рыбаки в окрестностях Рыбачьего стали редкостью. Зато умирающих рыбацких лодок хватает.

Сентябрь на Кольском полуострове — сезон грибов и ягод, когда тундра окрашивается в яркие краски. На каждой остановке нашей колонны мы лакомились морошкой, клюквой и черникой.
Фото: пресс-служба UAZ

Там, где нет скал, есть мох. Белый мох на фото — знаменитый ягель. Его можно срывать и есть, но местные предпочитают заваривать на нем чай.

Сентябрь на Кольском полуострове — сезон грибов и ягод, когда тундра окрашивается в яркие краски. На каждой остановке нашей колонны мы лакомились морошкой, клюквой и черникой.

Единственное место на полуостровах, где можно переночевать в условиях цивилизации — турбаза «Бухта Большое Озеро». Здесь не каждый раз работает душ, но по крайней мере есть отопление, баня и нормальный туалет.

Сентябрь на Кольском полуострове — сезон грибов и ягод, когда тундра окрашивается в яркие краски. На каждой остановке нашей колонны мы лакомились морошкой, клюквой и черникой.
Фото: пресс-служба UAZ

На Рыбачий едут за уединением. Здесь не ловит телефонная связь, никогда не было интернета, да и людей не много. Всего в 100 километрах от Мурманска и в двух часах лета от Москвы оказываешься один на один с природой.

Сентябрь на Кольском полуострове — сезон грибов и ягод, когда тундра окрашивается в яркие краски. На каждой остановке нашей колонны мы лакомились морошкой, клюквой и черникой.
Фото: пресс-служба UAZ

Деревьев на Рыбачьем и Среднем почти нет, зато скалы на любой вкус. И все причудливых форм. В случае с гранитными скалами форму им придали тектонические сдвиги, а с мягким ракушечником — ветер.

Сентябрь на Кольском полуострове — сезон грибов и ягод, когда тундра окрашивается в яркие краски. На каждой остановке нашей колонны мы лакомились морошкой, клюквой и черникой.
Фото: пресс-служба UAZ

Сезон северного сияния начинается в августе и длится до весны. Нам повезло увидеть его на Среднем. Интересно, что фотоаппарат передает его более зеленым, чем видит сияние глаз. В последнее время на Кольский приезжают много китайцев, чтобы… зачать ребенка. Последнее поверье в Поднебесной гласит, что зачатый при сиянии ребенок вырастет гением.

Сентябрь на Кольском полуострове — сезон грибов и ягод, когда тундра окрашивается в яркие краски. На каждой остановке нашей колонны мы лакомились морошкой, клюквой и черникой.
Фото: пресс-служба UAZ

Главная проблема Среднего и Рыбачьего — сильнейшие ветра. Из-за этого довольно трудно выбрать место для лагеря. Впрочем, теплого спальника хватает, чтобы ночь в палатке показалась раем даже на фоне пятизвездочного отеля.

Сентябрь на Кольском полуострове — сезон грибов и ягод, когда тундра окрашивается в яркие краски. На каждой остановке нашей колонны мы лакомились морошкой, клюквой и черникой.
Фото: пресс-служба UAZ

Сильные ветра иногда приводят к настоящим штормам. Этот довольно свежий траулер выбросило на берег пару лет назад. Корабль не растащили вандалы, но к использованию он не пригоден — повреждены руль и винт.

До революции здесь жили поморы — потомки новгородских колонистов — и лопари, как на Руси называли саамов. Первые удили рыбу, вторые пасли оленей. И те и другие обходились без конфликтов. Все изменилось после обретения Финляндией независимости, когда по полуостровам прошла граница нового государства и СССР. Средний разделили практически поровну, а Рыбачий отошел к финнам на треть.

С этого момента полуострова стали ареной противостояния нашей страны с соседями. В ходе советско-финской войны они были быстро полностью заняты Красной армией без особых боев, после чего части РККА продолжили движение вглубь финской Лапландии. Не было боев на самом Рыбачьем и во время войны. Остановить наступление гитлеровцев на Мурманск удалось как раз в том месте, где узкий перешеек соединяет материк и полуостров Средний, — на хребте Муста-Тунтури.

Это одно из самых страшных мест, где мне довелось побывать. В переводе с финского название хребта означает «мрачная безлесая гора», и это лучшее для нее определение. Хребет высотой чуть больше 200 метров (абсолютная высота равна 262 метрам) вытянулся в длину на девять километров. Девять километров суровой северной природы. Хмурые скалы, крутые склоны, поросшие карликовыми березами и мхом. Подъем даже по сухим склонам заставляет быть внимательным, аккуратно прощупывать камни, иногда хвататься руками за скалы.

Представить, каково делать это в дождь, с боеприпасом через плечо, под постоянным огнем противника, я не могу. А воевавшие здесь парни не просто могли это представить, они раз за разом совершали этот подъем, ведь линия фронта проходила через Муста-Тунтури с 29 июня 1941 года — первого дня войны на Кольском — по 10 октября 1944 года, когда во время Петсамо-Киркенесской операции фронт был, наконец, прорван.

Три года и три месяца советские и австрийские солдаты, а воевали на Кольском именно австрийские горные егеря, находились на расстоянии броска гранаты друг от друга: расстояние между окопами колебалось от 20 до 100 метров. Войска рейха находились на южной оконечности хребта, советские — на северной. А между ними каменная плоскость — Муста-Тунтури представляет собой типичную столовую гору.

Даже сейчас с Рыбачьего можно привезти материальную память о войне. Правда, речь в большинстве случаев идет об обломках.
Фото: пресс-служба UAZ

Даже сейчас с Рыбачьего можно привезти материальную память о войне. Правда, речь в большинстве случаев идет об обломках.

Даже сейчас с Рыбачьего можно привезти материальную память о войне. Правда, речь в большинстве случаев идет об обломках.
Фото: пресс-служба UAZ

Еще в 1980-е годы в окрестностях Рыбачьего можно было найти бинокль или пригодный для работы телефон.

Даже сейчас с Рыбачьего можно привезти материальную память о войне. Правда, речь в большинстве случаев идет об обломках.
Фото: пресс-служба UAZ

Немногочисленные дороги Среднего и Рыбачьего в основном используются военной техникой, поэтому пребывают в убитом состоянии. Многие мосты находятся в аварийном состоянии, поэтому преодолевать реки приходится вброд.

Даже сейчас с Рыбачьего можно привезти материальную память о войне. Правда, речь в большинстве случаев идет об обломках.
Фото: пресс-служба UAZ

Батарея корабельных орудий на Среднем была установлена в последний год войны. Доступ к пушкам открыт, можно спуститься в подземные катакомбы, пройти по подземному запасному выходу или встать на позицию наводчика. Всего орудий четыре плюс пункт управления огнем.

Даже сейчас с Рыбачьего можно привезти материальную память о войне. Правда, речь в большинстве случаев идет об обломках.
Фото: пресс-служба UAZ

На Рыбачьем работает много военно-исторических клубов, которые восстанавливают окопы, чистят пещеры, предают земле останки найденных бойцов.

Даже сейчас с Рыбачьего можно привезти материальную память о войне. Правда, речь в большинстве случаев идет об обломках.
Фото: пресс-служба UAZ

Эхо войны не ограничивается гильзами или ржавой колючей проволокой. Можно увидеть и такой вот переносной бронещит.

Даже сейчас с Рыбачьего можно привезти материальную память о войне. Правда, речь в большинстве случаев идет об обломках.
Фото: пресс-служба UAZ

Из-за особенностей рельефа хребта Муста-Тунтури местами у гитлеровцев была возможность обстреливать и северный склон, по которому шло снабжение позиций РККА.

Даже сейчас с Рыбачьего можно привезти материальную память о войне. Правда, речь в большинстве случаев идет об обломках.
Фото: пресс-служба UAZ

Абсолютное большинство музеев вокруг Рыбачьего существует на общественных началах. И при этом они поражают своей чистотой и аккуратностью.

Я стою в тщательно восстановленном австрийском окопе и смотрю на то место, где ныне высится обелиск памяти погибших советских солдат, а тогда располагались наши позиции, и с трудом представляю, каково это: воевать, когда ты не только слышишь, но и видишь своего врага. Практически глаза в глаза. И каково это, подниматься в атаку по совершенно голой поверхности. Нечем прикрыться, некуда спрятаться — идеальный естественный плац, на котором так легко выкашивать идущих в наступление.

Прикрывались чем могли, да не всегда помогало. Вот стоит изрешеченный пулями противопульный бронещит. Судя по тому, как разорвана и оплавлена броня, становится ясно — шансов у находящегося за ним бойца не было. На Муста-Тунтури кажется, что война закончилась вчера, столько тут ее артефактов. И если сейчас это только осколки, то еще в 1980-е годы в окрестностях хребта находили сумки, котелки, кружки, вполне рабочие бинокли, а также оружие и боеприпасы. Однажды местная молодежь даже подняла со дна озера немецкую гаубицу и начала из нее стрелять.

Не менее удивительной находкой стала мумия эсэсовца, покончившего жизнь самоубийством в одной из пещер. На двери помещения, где он нашел свое последнее пристанище, была надпись, запрещающая входить, вот никто и не входил. Когда в 1970-е геологи вскрыли дверь, то обнаружили мумию нациста, сидящего за столом с простреленной головой. Как только к нему прикоснулись, мумия рассыпалась в прах. Эту и другие невероятные истории нам поведал один из самых известных краеведов в истории Михаил Георгиевич Орешета.

Одержимый

Орешета — личность легендарная. Один из самых известных краеведов в стране, он, кажется, знает на Рыбачьем и Среднем каждую скалу. И совершенный на ней подвиг. Рация в нашем внедорожнике не смолкает ни на секунду — Михаил Георгиевич перечисляет номера рот, взводов и дивизий, сыплет фамилиями, именами, датами. Кажется, что у него в голове стоит не один заполненный информацией о войне жесткий диск. А еще Орешета — настоящий кладезь всевозможных баек, веселых историй и любопытных фактов.

Но куда важнее еще одна его ипостась — хранителя памяти. За свою жизнь он вместе со сподвижниками организовал только в Мурманской области около 30 воинских захоронений, установил без малого 40 мемориальных досок и более 20 обелисков. То, что на Рыбачьем памятников больше, чем людей, во многом его заслуга. Свой вклад в сохранение памяти внесли и мы.

Рыбачий и Средний полны заброшенных военных построек. Развитие артиллерии, а затем и ракетной техники позволило обойтись для прикрытия Мурманска и границы с НАТО куда меньшими силами.
Фото: пресс-служба UAZ

Рыбачий и Средний полны заброшенных военных построек. Развитие артиллерии, а затем и ракетной техники позволило обойтись для прикрытия Мурманска и границы с НАТО куда меньшими силами.

Рыбачий и Средний полны заброшенных военных построек. Развитие артиллерии, а затем и ракетной техники позволило обойтись для прикрытия Мурманска и границы с НАТО куда меньшими силами.
Фото: пресс-служба UAZ

Целью нашей экспедиции было братское кладбище у подножия хребта Муста-Тунтури, где мы установили мемориальную доску погибшему экипажу сбитого пикирующего бомбардировщика Пе-2.

Рыбачий и Средний полны заброшенных военных построек. Развитие артиллерии, а затем и ракетной техники позволило обойтись для прикрытия Мурманска и границы с НАТО куда меньшими силами.
Фото: пресс-служба UAZ

Мемориальная доска погибшим летчикам. Парням было 25, 23 и 21 год.

Рыбачий и Средний полны заброшенных военных построек. Развитие артиллерии, а затем и ракетной техники позволило обойтись для прикрытия Мурманска и границы с НАТО куда меньшими силами.
Фото: пресс-служба UAZ

Братских могил, памятников, обелисков и других мемориалов в районе Рыбачьего невероятно много. Гитлеровцы планировали взять Мурманск за две недели. Тут отлично понимаешь, какой ценой удалось их остановить.

Рыбачий и Средний полны заброшенных военных построек. Развитие артиллерии, а затем и ракетной техники позволило обойтись для прикрытия Мурманска и границы с НАТО куда меньшими силами.
Фото: пресс-служба UAZ

Михаил Григорьевич Орешета — человек, без которого не было бы легенды Рыбачьего. Его книги «Гвоздики на скалах», «О чем молчат скалы», «Осиротевшие берега», «Серебряный ручей», «Партизанскими тропами Заполярья» и «Дуэль» дают отличное представление о том, какой была война в Заполярье.

Рыбачий и Средний полны заброшенных военных построек. Развитие артиллерии, а затем и ракетной техники позволило обойтись для прикрытия Мурманска и границы с НАТО куда меньшими силами.
Фото: пресс-служба UAZ

У подножия Муста-Тунтури расположен музей обороны полуостровов. Его смотритель провел нам полную драматизма экскурсию, в которой было все: Христово воинство красноармейцев, обвинения США в поставках немцам в годы войны топлива для огнеметов, восхищение дагестанскими милиционерами. Согласиться можно далеко не со всем, но не восхититься артистизмом не получится.

Рыбачий и Средний полны заброшенных военных построек. Развитие артиллерии, а затем и ракетной техники позволило обойтись для прикрытия Мурманска и границы с НАТО куда меньшими силами.
Фото: пресс-служба UAZ

Рыбачий не обрел покой и после 1945 года. Дальний мыс на этой фотографии — Норвегия, там начинается НАТО. А значит, на Рыбачьем всегда готовятся к новой войне.

Целью нашей экспедиции была установка двух памятных досок в честь сбитых над Муста-Тунтури летчиков. Доски в честь экипажей Пе-2 поставили на братском кладбище еще в 1980-е, но за прошедшие годы надписи почти полностью исчезли. Памятники подновили, и мы водрузили их на место. Одну из досок выпала честь везти в своем «Патриоте» мне. Трое пацанов: старшему — 25 лет, младшему — 21 год. Одни из тысяч погибших на крохотном участке фронта.

Но самый удивительный монумент расположен не на Рыбачьем и Среднем, а на материке — в населенном пункте Старая Титовка. Огромный обелиск с колоколом на вершине возник благодаря все тому же Орешете, а точнее его книгам. Увлеченный историей московский адвокат Евгений Алистратов прочитал книги, прошел все места боев в районе Рыбачьего и решил поставить на свои деньги прекрасный памятник. Открытие состоялось в июне этого года, и теперь у всех путешественников на Рыбачий есть новая традиция — бить в колокол, перед тем как отправиться на остров.

Рядом с памятником расположен небольшой народный музей, посвященный боям в районе Титовки и советским дотам, которые первыми встретили удары гитлеровцев. Карты, фотографии, оружие, амуниция, предметы быта — в музее хранится множество поднятых из земли артефактов. Орешета рассказывает историю этих дотов и их защитников по рации уже по пути на Рыбачий, и когда он заканчивает, никто еще долго не решается прервать тишину в эфире.

Доты, как и многое в приграничной полосе, строились перед самой войной и до конца так и не были завершены. К ним не успели подвести связь, завезти в них медикаменты и провиант. Когда горные егеря перешли границу и ударили по дотам 29 июня, защищавшие их бойцы просто не знали, что происходит. Ребята защищались из последних сил, доты стали прибежищем для десятков раненых солдат, искавших в них убежище. Когда поисковые отряды спустя много лет обследовали доты, то нашли лишь гору трупов, опознать которые было почти невозможно.

Удалось установить имена лишь 11 бойцов. Спустя какое-то время из Барнаула пришло письмо от одного из защитников дота, который был внесен в список погибших. Орешета в ответном письме попросил его рассказать о том, что происходило в дотах, но ветеран отказался. В итоге его удалось уговорить, и Михаил Георгиевич спустя некоторое время получил исписанную мелким почерком тетрадь — самое страшное, что он читал в жизни.

Ветеран вспоминал, как стонали в доте раненые бойцы, как они умоляли убить их и звали на помощь. Как в конце концов защитников осталось только двое, как разорвавшаяся в бойнице граната оторвала руку одному из них, рука повисла на сухожилии, и автору воспоминаний пришлось перебивать сухожилия камнем, а затем проволокой зашивать руку, чтобы остановить кровотечение.

Как еще живой однорукий товарищ подавал ленту, пока оставшийся в строю последний защитник дота стрелял. Как был пленен и попал в лагеря: сначала в немецкий, потом в советский. В какой-то момент рассказ обрывался, и следовал сухой текст другим почерком — не выдержавшее воспоминаний сердце ветерана остановилось, а тетрадь Орешете отправил врач, установивший смерть.

Путь-дорожка фронтовая

Но как бы ни сильно было эхо войны на Среднем и Рыбачьем, обаяние местной природы все равно сильнее. Сюда, да и в целом на Кольский полуостров лучше всего ехать в августе-сентябре. Раньше — слишком много мошки, а полярный день не даст насладиться северным сиянием, позже становится слишком холодно. В сентябре же Кольский встречает буйством красок, обилием грибов и ягод и температурой выше нуля. А еще в это время дороги, которые лучше назвать направлениями, довольно легко проходимы.

Этот подъем заставил нас воспользоваться понижающей передачей. Помимо нее во внедорожном арсенале UAZ Patriot есть блокировка заднего межколесного дифференциала, а также электронная имитация блокировок на обеих осях. Последние работают и в верхнем ряду трансмиссии.
Фото: пресс-служба UAZ

Этот подъем заставил нас воспользоваться понижающей передачей. Помимо нее во внедорожном арсенале UAZ Patriot есть блокировка заднего межколесного дифференциала, а также электронная имитация блокировок на обеих осях. Последние работают и в верхнем ряду трансмиссии.

Этот подъем заставил нас воспользоваться понижающей передачей. Помимо нее во внедорожном арсенале UAZ Patriot есть блокировка заднего межколесного дифференциала, а также электронная имитация блокировок на обеих осях. Последние работают и в верхнем ряду трансмиссии.
Фото: пресс-служба UAZ

Объема багажника под шторку в 650 литров хватило не только для того, чтобы перевезти все наши вещи. В ходе одного из обновлений Patriot получил новую конструкцию заднего дивана, благодаря которой его можно сложить, образовав два спальных места.

Этот подъем заставил нас воспользоваться понижающей передачей. Помимо нее во внедорожном арсенале UAZ Patriot есть блокировка заднего межколесного дифференциала, а также электронная имитация блокировок на обеих осях. Последние работают и в верхнем ряду трансмиссии.
Фото: пресс-служба UAZ

В ходе обновления двухлетней давности Patriot получил новый интерьер с продвинутой мультимедиасистемой и богатым оснащением. И если от камеры заднего вида на Рыбачьем толку нет, то электрообогрев руля, лобового стекла и всех сидений пришелся как нельзя кстати.

Этот подъем заставил нас воспользоваться понижающей передачей. Помимо нее во внедорожном арсенале UAZ Patriot есть блокировка заднего межколесного дифференциала, а также электронная имитация блокировок на обеих осях. Последние работают и в верхнем ряду трансмиссии.
Фото: пресс-служба UAZ

В 2018 году Patriot снова обновился. В салоне такие машины проще всего опознать по новому поручню на центральной стойке. Без них на разбитых грунтовках Рыбачьего и Среднего было бы совсем грустно.

Этот подъем заставил нас воспользоваться понижающей передачей. Помимо нее во внедорожном арсенале UAZ Patriot есть блокировка заднего межколесного дифференциала, а также электронная имитация блокировок на обеих осях. Последние работают и в верхнем ряду трансмиссии.
Фото: пресс-служба UAZ

Но главное новшество появилось под капотом — это двигатель ZMZ-Pro, который выдает 150 лошадиных сил и 235 ньютон-метров. Раньше было 135 лошадиных сил и 217 ньютон-метров. Этого увеличения хватает, чтобы обгоны на трассе Мурманск — Киркенес давались без страха.

Этот подъем заставил нас воспользоваться понижающей передачей. Помимо нее во внедорожном арсенале UAZ Patriot есть блокировка заднего межколесного дифференциала, а также электронная имитация блокировок на обеих осях. Последние работают и в верхнем ряду трансмиссии.
Фото: пресс-служба UAZ

Помимо стандартных запасных колес, мы взяли с собой еще четыре дополнительные запаски, которые вез единственный в нашей колонне UAZ Pickup.

Этот подъем заставил нас воспользоваться понижающей передачей. Помимо нее во внедорожном арсенале UAZ Patriot есть блокировка заднего межколесного дифференциала, а также электронная имитация блокировок на обеих осях. Последние работают и в верхнем ряду трансмиссии.
Фото: пресс-служба UAZ

И они не оказались лишними — проколов было немало, причем менять колеса каждый раз приходилось в непростых условиях. Иногда в кромешной темноте.

Этот подъем заставил нас воспользоваться понижающей передачей. Помимо нее во внедорожном арсенале UAZ Patriot есть блокировка заднего межколесного дифференциала, а также электронная имитация блокировок на обеих осях. Последние работают и в верхнем ряду трансмиссии.
Фото: пресс-служба UAZ

Дождей в этом сентябре было немного, так что многочисленные броды проблем для Patriot не составили. Максимальная глубина брода для машины — 500 миллиметров. А вот поздней осенью по большей части Рыбачьего можно проехать только на подготовленной машине.

Этот подъем заставил нас воспользоваться понижающей передачей. Помимо нее во внедорожном арсенале UAZ Patriot есть блокировка заднего межколесного дифференциала, а также электронная имитация блокировок на обеих осях. Последние работают и в верхнем ряду трансмиссии.
Фото: пресс-служба UAZ

Еще одно новшество обновленного Patriot — передний мост от грузовичка Profi, новый рулевой демпфер и иная подвеска. В итоге машина, наконец, отлично держит прямую, сглаживает удары на руль и в целом мягче идет по неровностям. Причем водить Patriot стало проще и по асфальту, и по разбитой дороге. Главное — не повредить демпфер о камни, поэтому их лучше пропускать по правую сторону машины, где расположены картеры мостов.

Впрочем, даже в сезон проходимы они только для серьезной техники. Легковым машинам тут делать нечего, особенно современным. Да и на кроссовере отправляться сюда можно лишь при наличии очень большого джиперского опыта. Мой коллега по экипажу как раз из таких. Однажды он приехал на Рыбачий на Toyota Highlander. Все ограничилось порванным пыльником ШРУСа и потраченными во врем штурма каменистых подъемов нервами, но я бы его подвиг повторить не решился.

Поэтому большинство машин на Среднем и Рыбачьем — это рамные внедорожники с понижающей передачей и набором блокировок дифференциалов. Многие отправляются сюда на подготовленной технике с лифтом подвески, шноркелями, силовыми бамперами и лебедками. Местное бездорожье предлагает полный набор джиперских удовольствий: глубокие грязевые колеи, каменистые подъемы, броды, песчаный пляж, бесконечные грунтовки с покрытием типа «стиральная доска» и редкие остатки асфальта, которые вполне можно считать отдельным типом бездорожья.

Нам невероятно повезло с погодой — все три дня пребывания на полуостровах светило солнце, так что броды были неглубокими, колеи — не слишком размыты, а камни — не самыми скользкими. Поэтому понижающую передачу наш экипаж активировал ровно два раза: при штурме крутого подъема и на пляже. Увы, на состоянии местных дорог это никак не отразилось — трясти меньше не стало.

Самое ужасное, что в ямах на этих грунтовках нет логики, ты не можешь найти траекторию, где ям было бы меньше. Трясешься километр за километром, пока не входишь в какое-то состояние транса и принятия реальности. Не обретаешь, так сказать, дзен. Еще одна проблема Рыбачьего — острые камни, разбросанные под колесами. Наш экипаж колес не пробил. Но другим повезло меньше. В нашей колонне из 11 UAZ Patriot пришлось заменить пять или шесть шин с порезами боковин.

Но Рыбачий и Средний стоят того, чтобы сюда приехать. Где еще героическая история сплетается воедино с невероятной природой? Где еще за три дня ты успеешь прыгнуть из бани прямо в Северный Ледовитый океан, полакомиться клюквой, морошкой и черникой, увидеть подберезовик, который выше, чем дерево давшее ему название, посмотреть на выдолбленные в скалах австрийскими стрелками пещеры и походить по восстановленным окопам? Где еще ты на небольшом участке суши увидишь учебные стрельбы, северное сияние, испытания подводной лодки и мертвого кита?

Несчастные гиганты до сих пор регулярно пытаются прорваться между Средним и Рыбачьим — еще несколько тысяч лет назад перешейка между ними не было, и киты, похоже, помнят об этом. Животные садятся на мель, а отливы в этих краях быстрые и резкие, так что шансов выбраться у китов уже нет. Огромные туши быстро съедают вездесущие чайки и косатки, которые регулярно охотятся в этих водах. В этих местах вообще все сурово. За это их и любят.

Антон Ширяев

По материалам: “Лента.Ру”

Ранее

Из воздуха

Далее

При крушении истребителя ВВС Украины погибли два пилота

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru