«Пичкают монопредметом»

Нужны ли математические школы на самом деле?

В своей речи на форуме «Открытые инновации» глава Сбербанка Герман Греф затронул тему профильного российского образования. Он раскритиковал математические школы, назвав их пережитком прошлого: «Я категорический противник математических школ, потому что математические школы – это там, где отбирают людей и пичкают их одним монопредметом. Так было в Советском Союзе. И мне кажется, что это не очень хороший опыт».

Если российская система образования сделает упор только на программирование и математику, то, считает Греф, общество попадет в такую же ловушку, как когда-то с юристами и экономистами.

Защищать математические школы в экстренном порядке пришлосьминистру просвещения Ольге Васильевой. Она назвала фундаментальную математику основополагающей наукой и указала, что российское образование ценится за рубежом.

Что говорят наука и международный опыт об эффективности подобных школ?

Специализированные математические ⁠школы, появившиеся в СССР ⁠в 1960-е годы, ⁠сначала были ориентированы на работу исключительно с одаренными ⁠учениками, в дальнейшем – с теми, у кого были склонности ⁠к точным наукам. ⁠Можно спорить, была ли ⁠такая система лучшей в мире, но стоит признать, что на основе моделей советских спецшкол подобные учебные заведения до сих пор открывают за границей.

Королевский колледж Лондонской школы математики работает по типу СУНЦ МГУ (школы имени А.Н. Колмогорова). На систему обратил внимание британский министр юстиции Великобритании Майкл Гоув, который с 2010 по 2014 год занимал должность государственного секретаря по вопросам образования. Он хотел создать специализированные математические школы при университетах, чтобы любой ребенок мог получить техническое образование «на уровне Итонского колледжа». Итоговые оценки по предметам у учеников Королевского колледжа в среднем выше, чем у их сверстников, на 0,7 балла (по этим результатам учебное заведение входит в 0,5% лучших страны).

По образцу СУНЦ создана школа для одаренных детей Korean Science Academy в Пусане, работающая при Корейском институте передовых технологий. А в некоторых штатах Америки детям в качестве дополнительного образования преподают «русскую математику». Это учебная программа с высокой нагрузкой, которая берет свое начало в советских традициях преподавания.

Еще один аргумент, который справедливо используют в защиту математических школ – успехи российских школьников на олимпиадах. На международной олимпиаде по информатике Россия выиграла 108 медалей, 58 из них – золотые. Впереди только Польша (109 медалей) и Китай (119). Показательно, что трое из четырех российских медалистов этого года – учащиеся физматлицеев. Но с олимпиадами есть свои проблемы, считает старший научный сотрудник Института вычислительной математики РАН Иван Оселедец: «Они хороши до тех пор, пока не превращаются в спорт высоких достижений, который не имеет никакого отношения к реальной науке».

Ученые говорят, что хорошая математическая подготовка позволяет глубоко понимать все области жизни, будь то экономика, физика, биология или даже гуманитарные науки.

Герман Греф  во время форума «Открытые инновации - 2018». Фото: Антон Новодережкин / ТАСС
Герман Греф во время форума «Открытые инновации – 2018». Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Греф указывает, что в математических школах учащиеся не получают необходимых социальных навыков. Но с этим можно поспорить. Профессор математики Колумбийского университета Алекс Карп несколько раз в течение десяти лет опрашивал победителей и призеров советских олимпиад по математике. Большинство из них признали, что у подобных соревнований есть много плюсов. Они дают не только стимул к дальнейшей работе, но и позволяют заводить новые знакомства.

Тем не менее с позицией главы Сбербанка относительно необходимости разнообразия в образовании многие согласятся. «[Знание] языков, искусства, истории, экономики, этики, философии, психологии и человеческого развития могут развить навыки, которые будут иметь важное значение для развития и управления искусственным интеллектом», – пишут в своей книге The Future Computed президент Microsoft Брэд Смит и вице-президент компании по развитию ИИ Гарри Шам. Миллиардер Марк Кьюбан считает, что в течение десяти лет появится огромный спрос на свободные искусства (liberal arts), так как в рамках курса учащиеся смогут смотреть на проблемы с разных углов. Венчурный капиталист Скотт Хартли придерживается такого же мнения. Разностороннее обучение, утверждает он в книге The Fuzzy and the Techie, открывает перед людьми новые возможности и позволяет создавать продукты, которые отвечают человеческим потребностям.

Греф очень часто говорит о недостатках российского образования (последний раз он делал это месяц назад на Восточном экономическом форуме). Но сама система в ответ на такую критику пока не претерпела видимых изменений. Напротив, государство разработало план (включен в «майские указы») по созданию в стране сети математических центров. Кроме того, в России остается много поклонников подобной системы профильного образования, которые стремятся развивать ее и дальше. Так, например, собственную математическую гимназию в прошлом году открыл Евгений Касперский, выпускник СУНЦ МГУ.

Денис Касянчук

По материалам: “Republic”

Ранее

Жители Тюмени массово разрывают договоры с управляющими компаниями

Далее

«От предсмертных записок избавляются на раз»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru