Как Сбербанк помог Яндексу на минус миллиард долларов
Цена одной акции Yandex N.V. (головная компания группы «Яндекс», зарегистрированная в Нидерландах), которая на открытии дневных торгов на Nasdaq составляла $35,35, к вечеру 18 октября опустилась до $29,49. В результате IT-компания потеряла более 10% своей стоимости — примерно $1,1 млрд. Это произошло после того, как российские СМИ сообщили, что Сбербанк хочет купить 30% акций «Яндекса».
Как писала «Наша версия», Сбербанк в ближайшее время может купить 30% акций «Яндекса» типа B. Одна такая акция дает сразу десять голосов на собрании акционеров, что позволит главе Сбербанка Герману Грефу право полностью контролировать эту компанию.
С инициативой покупки доли «Яндекса» выступил представитель правления кредитной организации Лев Хасис.
Сразу после публикации инсайдерской информации резко началось одно из самых серьезных падений котировок акций поисковика. На Nasdaq 18 октября «Яндекс» завершил торги с обвальным падением. На Московской бирже акции «Яндекса» потеряли в цене 8,32%, опустившись до 2046 рублей.
С 2009 года Сбербанк уже является владельцем «золотой» акции «Яндекса», которая позволяет накладывать вето на продажу более 25% акций интернет-холдинга, но не дает возможности активно участвовать в управлении компанией. В 2012 году Сбербанк купил три четверти доли в капитале «Яндекс.Деньги», позже компании договорились о создании совместного предприятия на рынке онлайн-ритейла. О запуске проекта «Беру» на базе «Яндекс-маркета», кстати, объявлялось неоднократно и с большой помпой, но он до сих пор находится на стадии бета-тестирования. Словом, никаких положительных сдвигов в работе этих сервисов с тех пор не произошло. Поэтому нынешняя массовая распродажа акций «Яндекса» была обусловлены скепсисом отечественных инвесторов в отношении эффективности корпоративного управления, которое может обеспечить Сбербанк.
Иностранных игроков (крупнейшими держателями являются американские фонды Wellington Management Group, FMR, Capital Research Global Investors, OppenheimerFunds, Morgan Stanley, Blackrock) в свою очередь смущает нависшая над Сбербанком угроза санкций. Конгресс США сейчас рассматривает законопроект, предполагающий введение запрета на долларовые расчеты с системообразующими российскими банками, в число которых входит детище Германа Грефа. Появление такого стратегического партнера, как Сбербанк, автоматически делает и «Яндекс» мишенью для серьезных ограничений со стороны Минфина США.
Сейчас «Яндекс» — одна из самых успешных российских компаний: она генерирует свыше 20 млрд. рублей свободного денежного потока. Неизвестно, как этим богатством распорядится новый акционер, которому необходимо прежде всего решать свои бизнес-задачи. Более того, бурное развитие услуг интернет-платежей и коммерции внутри «Яндекса» уже давно рассматривался Сбербанком не только как смежный бизнес, но и как прямая конкуренция с бизнес-деятельностью самого банка. А лучший способ расправиться с конкурентом, как известно, это просто его поглотить, что и собирается, судя по всему, сделать Сбербанк. Выиграет от этого отечественная интернет-индустрия – большой вопрос.
В свое время Ростелеком потратил много денег, в основном государственных, на создание поисковой системы «Спутник», но так и не добился заметной доли на этом рынке. У инвесторов есть опасения, что аналогичная судьба может постичь и интернет-проекты Сбербанка, в случае ухода из «Яндекса» нынешних топ-менеджеров и талантливых специалистов, многие из которых живут и работают за границей и не готовы к санкционным рискам.
Это тем более печально, что с «Яндексом» на российском интернет-рынке уже почти вровень идут китайцы. Статистика сервиса SimilarWeb показывает, что ежемесячно на сайте AliExpress.com с российских IP-адресов совершается 147,7 млн. посещений, а количество уникальных пользователей в месяц составляет 36,9 млн. И в этом AliExpress.com опережает другие площадки, занимающиеся онлайн-коммерцией в России: Avito и портал «Яндекс.Маркет». У «Яндекс.Маркет», по данным того же SimilarWeb, количество ежемесячных уникальных пользователей составляет 41,4 млн, а статистика посещений превышает 118 млн.
Рынок уже получил опровержение от Сбербанка, который поспешил заявить, что не ведет никаких переговоров о покупке доли в интернет-компании. Но в «Яндексе» почему-то отказались комментировать ситуацию.
Дальнейшая динамика акций «Яндекса» будет зависеть от того, найдут ли слухи о подготовке сделки реальное подтверждение. Это информация может быть раскрыта 29 октября, при публикации квартальной отчетности.
Сергей Плужников
По материалам: “Наша Версия”