В чем проблема бронирования билетов
Десять лет назад президент Медведев призвал «прекратить кошмарить бизнес». Похоже, настала пора призвать бизнес прекратить кошмарить население.
Свежий пример — в понедельник на разные лады звучала новость: «В России предупредили о риске остановки работы авиакомпаний». Впору хвататься за голову: это в нашей-то огромной стране еще и самолеты летать не будут!? Ну все, пятая точка настала…
Однако давайте все же возьмемся за ум. Суть очень проста: есть проект постановления Правительства России, которым предусматривается, что с 1 января 2020 года серверы и базы данных, обеспечивающие бронирование и продажу авиабилетов, регистрацию на рейс на внутренние перелеты, должны быть размещены в России. Да и провайдер этой системы должен быть российским.
Но тут выясняется, что три крупнейшие авиакомпании работают с американской, швейцарской и испанской системами. И вот гендиректор одной из них и написал письмо в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта: мол, если постановление примут, авиакомпании могут прекратить работу, или начнется (вот здесь — внимание) длительный (2–4 года) и затратный переход в другие системы бронирования.
Ключевое слово нашли? Да, это слово «затратный». Потому что есть российская система, и с ней работают почти все российские авиакомпании. Только трем крупнейшим крайне не хочется тратиться. Им хочется быть национальной гордостью, «лучшей авиакомпанией Европы», и вообще делать вид, какие они все из себя национально ориентированные. Но как только дело касается затрат, чтобы действительно стать национально ориентированными и обеспечить вопрос национальной безопасности, тут сразу же побеждает бабло.
Помните, как еще одни «жирные коты» — операторы связи — кошмарили нас из-за закона Яровой. Мол, как же так, сервера для хранения трафика в России будут очень дороги, вообще затраты непомерные, придется поднимать тарифы! Прямо вот с 1 июля 2018 года тарифы подскочат. Уж очень им не хотелось тратиться.
И что? Могу только за себя сказать: сейчас уже осень 2018 года, а у меня тариф ни на сотовую связь, ни на Интернет не изменился. Или кому-то жалко, что десяток другой топ-менеджеров из-за этого закона не смогли себе лишний килограмм черной икры позволить?
При чем тут национальная безопасность? Ну представьте, что вы свой паспорт храните не при себе, а у соседей. И еще рубильник, который электричество отключает в вашей квартире, — тоже у соседей. Даже если у вас прекрасные добрососедские отношения — это нормальная ситуация? Вот и со страной — так же. Никто не говорит о самоизоляции. Но автономность, если не дай бог что, должна быть обеспечена.
Кстати, когда дело касается реальных угроз самому бизнесу, а не потенциальных угроз стране, бизнес становится сговорчивым и мобилизуется.
После возвращения Крыма возникла серьезная угроза отключения в России системы SWIFT — международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей. (Конечно, SWIFT утверждает, что система — вне политики, но реальность это опровергает: например, отключение в 2012 году Ирана от этой системы.) Так вот: с 2014 года начались разработка и внедрение отечественного аналога — СПФС (Системы передачи финансовых сообщений). Очень недешевое удовольствие. Но к концу года ее запустили в тестовом режиме, к осени 2015 года практически доделали. Весной 2017 года глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что нам не страшен серый волк: созданы условия для функционирования платежных систем и банков в случае отключения страны от SWIFT. Сейчас число пользователей СПФС в России превышает число пользователей SWIFT. И никто никого не кошмарил: почуяли, что подгорает, — и потратились как миленькие.
Но вообще алгоритм: закидываем кошмарную новость, население возмущается, возмущение доходит до властей, власти идут на уступки, мы не тратимся — будет срабатывать еще не раз. Так что, увидев очередную страшилку, — не хватайтесь за голову, а беритесь за ум.
Дмитрий Попов
По материалам: “Московский комсомолец”