Чем опасна любовь россиян к кредитным картам
Статистика выдачи кредитных карт в России свидетельствует о настоящем буме в этом сегменте банковских услуг. На фоне падения реальных доходов населения такая тенденция несет в себе серьезные риски.
По данным НБКИ, в августе 2018 года российские банки выдали миллион новых кредитных карт, что стало на тот момент историческим рекордом: по сравнению с прошлым годом показатель был увеличен более чем на 50%. Однако рекорд продержался недолго. На прошлой неделе НБКИ озвучил очередную актуальную статистику: по данным более чем 4000 кредиторов, передающих сведения, за третий квартал 2018 года количество выданных новых кредитных карт составило 2,94 млн, увеличившись на 62% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (то есть в годовом выражении опережение августовских темпов роста составило 12%).
Если говорить о региональном распределении, то логичными лидерами традиционно выступили Москва и область (181 000 и 140 000 карт соответственно). Интересно, что занявший третью позицию Краснодарский край опередил Санкт-Петербург (103 000 против 98 000). Пятое и шестое места поделили Свердловская область и Республика Башкортостан. Темпы роста выдач остаются крайне высокими. Например, практически удвоение — 91% — в Белгородской области, что, правда, в большей степени объясняется эффектом низкой базы. Однако и у регионов-лидеров динамика на уровне 50% является очень показательной.
Причина подобного роста, на первый взгляд, очевидна: удобство и еще раз удобство. Причем, как ни странно это прозвучит в отношении розничного кредитования, такое удобство является двусторонним.
Почему это выгодно банкам
С точки зрения операционной деятельности банкам невыгодно выдавать клиентам небольшие потребительские кредиты (кредитный лимит, скорее всего, не будет значительно выше 100 000-300 000 рублей, учитывая уровень средних зарплат в абсолютном большинстве российских регионов — не выше 30 000-40 000 рублей. Выдать кредитную карту гораздо эффективнее, в том числе для целей оперативного управления как кредитным риском (через гибкость уровня кредитного лимита по карте), так и операционными рисками. Ведь в этом случае банк располагает эффективным инструментарием для мониторинга и защиты от подозрительных операций и транзакций.
Еще один момент — конкурентное преимущество. Не секрет, что альтернативой банковским кредитам на небольшие суммы выступает сегмент микрофинансовых организаций («план Б» для потенциальных заемщиков). Правда, уровень ставок по займам у МФО скорее находится на уровне верхних границ самых «дорогих» кредитных карт. Благодаря этому банки более чем успешно конкурируют с МФО за клиентов.
Карина Артемьева
По материалам: “Forbes”