Кто «сверлит дыры» в космосе России?

Едва утих скандал с просверленными дырами в корпусе МКС, как новое серьезное происшествие в космосе поставило все тот же острый вопрос: есть ли будущее у России в первом ряду космических держав?

К счастью, не стала катастрофой недавняя авария при запуске корабля «Союза МС-10». Но система аварийной эвакуации космонавтов была создана еще 60 лет назад и спасет ли она в следующий раз, который, увы и не дай Бог, при теперешнем положении дел не исключен?

Ведь до этого авария с участием космонавтов случилась только в 1983 году, когда ракета «Союз» взорвалась на старте. Но и тогда люди спаслись. Вообще, в этом смысле нам пока что везет, в отличие от США, где семеро погибших астронавтов при катастрофе «Челленджера» в 1986-м году стали горем и позором американской космической программы. Но с тех пор Америка шагнула далеко вперед, Илон Маск, частник, уже на полпути к полету на Марс… А мы?

Шаги по наклонной…

Не секрет что в 90-х годах космическая отрасль страны финансировалась, как и вся промышленность — по так называемому «остаточному принципу». Ну еще перепадали случайные западные гранты. В космос мы в то сложное десятилетие мало летали, пользуясь уцелевшими составными частями космического хозяйства СССР. Даже казалось бы сытные «нулевые» для ракетостроения стали не шагом вперед, а продолжением медленного скольжения вниз. Как бы отложенной катастрофой. С течением времени отрасль покинули последние, отлично подготовленные советские спецы. Но смогли ли их заменить эффективные менеджеры или проще говоря, умелые «пилильщики бюджетов» Нет, конечно. И если в менее технологически сложных отраслях это не было заметно и повальное воровство процветает до сих пор, то когда в небо не взлетает по три ракеты подряд — такое сложно не увидеть.

И чем же нам сегодня осталось гордиться? Гагариным, Королевым, Леоновым, Терешковой? Да, несомненно! Но исторический блеск неминуемо блекнет после череды позорных современных аварий из-за разгильдяйства, воровства и некомпетентности по всей цепочке производства и управления космосом РФ. Чем можно гордиться после затопления станции МИР и установкой Бурана на ВДНХ? Да мы еще продаем в США ракетные двигателями конструкции 70-х, модернизированными в 90-х… И то контракт уже висит на волоске.

Та же система «Союз» до последнего времени считалась самой безопасной — аварий не было 35 лет! Но мы видим, что теперь нормально и безопасно функционировать она уже не может. Почему? Скорее всего, это человеческий фактор. Например, срочно созванная комиссия по расследованию уже упомянутой аварии ракеты-носителя «Союз-ФГ» озвучила вполне себе скандальную версию преднамеренной порчи или недостаточной проверки пирозамка на одном из боковых блоков ракеты. Опять к нам подкрались злоумышленники со сверлами? А что в другой раз — они небо нам «заштопают»?

Но если говорить серьезно, то нельзя сбрасывать со счетов и деградацию многих отраслей промышленности РФ: получается, что она не в состоянии обеспечить нормальное функционирование самых сложных своих составных частей. Когда по всем сложнейшим цепочкам производства отдельных деталей и компонентов идут нарушения (если не диверсии?) — то невозможно предсказать, где рванет в другой раз. Ведь одним хомутом не залатаешь насквозь гнилую трубу. Так что ржавые дыры в нашем космосе «сверлят» сегодня некомпетентность, коррупция и общая технологическая отсталость страны.

От мечты потерянной — к мечте новой?

Мы потеряли мечту. О Луне. О Марсе. О Вселенной. Современная Россия заявляет устами спецов из ИКИ РАН, что на Луну мы полетим с целью освоения не раньше 40–50-х годов, чуть ли не на 70–80 лет уже отставая от США. Однако, не все так мрачно. Наши руководители реально кажется заинтересовалась космической отраслью, как прорывной. Но случилось это примерно с 2010 года — поздновато конечно…

Специалистам же давно ясно, что летать «на старых кастрюлях» нельзя. Это огромные и пустые расходы — а то и загубленные жизни космонавтов. Начать программу модернизации надо было еще лет 10 назад, как говорят эксперты. Но руководители Роскосмоса неохотно признавали эту проблему ссылались на недостаток средств. А тем временем вскрывались многомиллионные хищения при строительство космодрома «Восточный», упаковывались в тюрьмы «космические жулики», признать управленческие ошибки. Но космос модернизировать все-же решили по ходу дела. Однако на каком фундаменте это делать, если специалистов мало, а технологии мирового ракетостроения ушли вперед? И не получилось ли сегодня так, что «назначили верных — а спрашивают, как с умных»?

Очередной, не слишком, мягко говоря, выдающийся глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин на днях был исключен из Авиационной коллегии при Правительстве РФ — похоже, это первый шаг к опале и серьезному кадровому решению в отношении журналиста по образованию, «брошенного» руководить сложнейшим технологическим направлением.

Скептики-эксперты по космической сфере считают, что модернизация провалилась и ведут счет потерянным, утопленным, сожженным и не вышедшим на орбиту спутникам ГЛОНАСС, спутникам телекоммуникационным, коммерческим, военным, научным.

Оптимисты говорят, что наработки СССР оказались настолько мощными и «долгоиграющими», что мы еще покажем всем этим «илонам маскам» небо в алмазах…Кто из них прав — время покажет, конечно.

«Я верю, друзья, караваны ракет…»

Обобщенное мнение по спасению отрасли от тех, кто изучает проблемы российского космоса, мы собрали воедино и вот что получилось:

  • Необходима честная ревизия ошибок. В первую очередь — кадровых. Есть смысл «суперменеджеров» отправить из этой отрасли навсегда на биржу труда. Новый менеджмент следует собрать из числа молодых инженеров ЦКБ, не испорченных коррупцией и шапкозакидательскими настроениями.
  • Необходимо создать для космической отрасли специальные условия для развития, как это было в 50-е и 60-е годы. За финансированием установить жесточайший контроль.
  • Необходимо минимизировать излишнюю «секретность» и нашу космическую науку срочно и необратимо интегрировать в мировую науку. При изоляции и «импортозамещении» никто уже никуда не полетит — времени в этом убедиться было навалом.
  • Необходимо «забронировать» в ракетно-космическую отрасль всех выпускников с ракетостроительных специальностей 3-х российских ВУЗов с последующей зарплатой как у топ-менеджеров госкорпораций. Не подпускать к российскому космосу «талантливых» детей нынешней элиты, что означает как бы «люстрацию» в рамках отрасли.

Другие эксперты предлагают совсем уж кардинальные меры. Такие как полное дерегулирование отрасли, где командные методы были хороши только на первом еще «бериевском» этапе, а сегодня это архаично. Надо ввести полное освобождение от налогов в данную отрасль и провести приватизацию вообще всего связанного с космосом. Надо провести расформирование Роскосмоса, потому что частные предприятия сами найдут и финансирование и кадров, и займут свою нишу в общемировом разделении труда. А отсутствие налогов и административной ренты даст конкурентное преимущество. Спорный вопрос? Да! Но это надо серьезно обсуждать и решать, иначе…

…И вот, осуществив кардинальные перемены, Россия сможет «заштопать» свои космические дырки на мундире. И может быть тогда, лет через 12–15 наши дети снова будут гордиться своей космической державой.

Кстати

На Луну мы полетим с целью освоения не раньше 40–50-х годов, уже чуть ли не на 80 лет отставая от США.

Евгений Малякин

“Новый вторник”

Ранее

Лолита отложила юбилейный концерт

Далее

Трагедия Эдуарда Стрельцова

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru