Что ждет российский рынок облигаций после выборов в США
Минфин и российские компании могут попасть в условия жесткой конкуренции за средства инвесторов на долговом рынке. Проблема будет особенно острой в случае расширения санкций на российский госдолг, которое может случиться после выборов в Конгресс США.
6 ноября полностью переизбирается нижняя палата Конгресса США, что завершит период затишья на российском финансовом рынке, связанный с отсутствием новых санкций. Агентство Bloomberg еще в конце сентября писало со ссылкой на свои источники, что никаких решений в отношении ограничительных мер против госдолга России до этой даты не запланировано. Однако после выборов предсказать, как будут разворачиваться события, практически невозможно, но от этих событий будет полностью зависеть жизнь облигационного рынка.
Первые месяцы 2018 года были очень удачными для российского рынка облигаций: снижение инфляции, ключевой ставки Банка России и в целом ставок во всех сегментах долгового рынка, укрепление рубля и высокий спрос нерезидентов на российские активы. Все это позволило российским эмитентам активно наращивать размещения: в первом квартале 2018 года объем новых выпусков оказался одним из крупнейших с начала 2014 года.
Однако в дальнейшем ситуация быстро ухудшилась. Уже в апреле целый ряд факторов — новые санкции против российских компаний со стороны США, проблемы в ряде стран с развивающимися рынками, спровоцировавшие падение спроса на рисковые активы и отток средств глобальных инвесторов с локальных рынков — привели к ослаблению рубля и масштабному выходу иностранных инвесторов из российских бумаг.
Результатом стал рост ставок и премий за риск — доходности 10-летних ОФЗ выросли на 30-40 базисных пунктов — и снижение спроса на корпоративные облигации. В таких условиях большинство эмитентов решили взять паузу, средний объем новых рыночных выпусков в апреле-июне снизился более чем вдвое по сравнению с февралем-мартом. Преобладающим настроением на рынке в тот период было «подождем, пока ситуация не улучшится». Хотя отдельные крупные эмитенты, такие как «Транснефть» или «РЖД», продолжали размещаться.
Успешный заем
На этом фоне выход «Газпрома» на рынок в конце июля с 7-летними облигациями на 40 млрд рублей определенно стал знаковым событием — за последние годы это было крупнейшее корпоративное размещение на такой срок. Доходность при размещении составила 8,26%. Насколько успешными можно считать такие результаты? С одной стороны, сделка состоялась по сравнительно высокой ставке — эмитенты максимального кредитного рейтинга давно не размещались по доходности выше 8%. С другой стороны, размещение состоялось по минимальной границе ориентировочного диапазона, спрос превысил предложение почти в полтора раза.
Основной объем спроса обеспечили НПФ и управляющие компании, инвестировавшие пенсионные накопления и страховые резервы. С учетом крайне низкого числа размещений качественных заемщиков в мае-июне средства, попавшие в частные пенсионные фонды после апрельского трансферта, не находили себе достойного применения, кроме ОФЗ или депозитов. Так что вряд ли можно считать относительную успешность размещения в полной мере тиражируемой для других заемщиков.
Кроме того, в размещении впервые за долгое время приняли участие иностранные инвесторы: по словам организаторов, около 3-4% объема предложения пришлось на крупные европейские банки, имеющие представительства в Москве. Этот факт хочется интерпретировать как свидетельство того, что западные санкции не являются непреодолимым препятствием для привлечения зарубежного финансирования, по крайней мере для компаний, не входящих в индивидуальные санкционные списки (Specially Designated Nationals, SDN). При достаточно привлекательных условиях размещения международные инвесторы все равно проявляют интерес к российским эмитентам.
Насколько хороши должны быть эти «достаточно привлекательные условия», устроят ли они сами компании-эмитенты? Здесь ответ, похоже, не слишком утешителен. Традиционно «Газпром» предпочитает занимать в иностранных валютах, в целом объем валютных облигаций в обращении более чем в 10 раз превышает объем рублевых. Только в последние годы происходит постепенное наращивание доли рублевого долга, и связано оно, скорее, с недостаточным спросом/непривлекательными условиями размещения еврооблигаций на мировых рынках капитала.
В этом смысле 4% средств иностранных банков по итогам размещения не должны никого обманывать — спрос со стороны инвесторов-нерезидентов остается недостаточным, и российским эмитентам все в большей степени придется использовать внутренний рынок для привлечения финансирования. Тем более что практически сразу после завершения размещения началась новая волна усиления антироссийских санкций, по степени влияния на рынок как минимум сопоставимая с апрельской.
В надежде на благоразумие
Если ситуация с новыми санкциями в отношении госдолга будет развиваться по жесткому сценарию, то конкуренция за средства инвесторов на внутреннем долговом рынке будет очень серьезной. В 2016-2017 годах нерезиденты обеспечивали порядка 75% прироста госдолга в обращении. Если они уйдут с рынка, планируемые Минфином объемы размещения будут напрямую конкурировать с корпоративными облигациями за средства инвесторов-резидентов. В текущих «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики…» заложены очень амбициозные планы по чистому объему заимствований: 1044 млрд рублей на этот год, 1475 млрд рублей — на следующий.
Таким образом, в 2019 году традиционные эмитенты рублевого корпоративного долга, субъекты и муниципалитеты, крупные корпорации, ранее преимущественно занимавшие за рубежом, но столкнувшиеся с ухудшением возможностей привлекать финансирование в валюте, и, наконец, Минфин будут конкурировать между собой за деньги инвесторов-резидентов. Для реализации своих программ заимствований эмитентам придется предлагать весьма привлекательные условия, особенно это актуально для эмитентов с не самым высоким кредитным рейтингом.
Смягчить ситуацию мог бы Минфин, сократив программу заимствований на ближайшие годы. Сейчас большой запланированный объем займов во многом обусловлен объявленными президентом после выборов новыми национальными проектами, реализация которых требует финансирования объемом в 8 трлн рублей. В текущих обстоятельствах более медленное выполнение «майских указов» стало бы облегчением для экономики. Остается надеяться, что Минфин сумеет найти оптимальное решение в очень непростой ситуации.
А пока можно рассчитывать, что внутренний долговой рынок сможет «переварить» ожидаемый в ближайшие годы объем размещений. Впрочем, для кредиторов все не так плохо — высокий уровень ставок создает возможности для роста доходов и извлечения инвесторами дополнительной прибыли.
Михаил Автухов
По материалам: “Forbes”