Как у нас начисляют зарплаты бюджетникам
Государство собственными руками уничтожило систему справедливого начисления заработной платы своим работникам.
В России миллионы россиян работают за гроши. Даже Ольга Голодец публично признала, что в России существует «уникальное явление» – «бедность работающих», – пишет паблик «Про жизнь».
«Уникальное» явление! Нигде такого нет, только у нас, в России: чтоб человек работал, как вол, зачастую на полторы-две ставки, и получал за это копейки. Причем работал не у какого-то там частника-самодура, а в самом что ни на есть бюджетном, государственном учреждении. Откуда же взялось это уникальное явление?
Ответ поразит любого здравомыслящего человека. Стоит только вникнуть, как сейчас назначаются зарплаты, откуда берется их размер.
Берём обычного бюджетника – учителя или врача, или нянечку в больнице. Каждый из них думает, что его зарплата так мала потому, что в стране кризис, государству деньги нужны на то, чтоб сопротивляться санкциям проклятых буржуев и пр. Вот поэтому государство и назначает маленькие зарплаты – поскольку «денег нет» (Д. Медведев).
Но это не так Государство просто полностью дистанцировалось от такой важнейшей в жизни каждого гражданина темы, как размер зарплаты.
Лет 10 назад была ликвидирована Единая Тарифная сетка, в которой был прописан размер окладов. Открою тайну: сегодня НЕТ назначенного единого оклада на ставку работы в одной должности и нагрузке даже для работников внутри одного региона (а по стране в целом тем более).
В 144 статье ТК написано: «Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады)…» «Может устанавливать» по закону. Это значит, что может и не устанавливать. И, поверьте, в подавляющем большинстве случаев, для большинства работающих россиян, правительство оклады как раз не устанавливает. То есть, например, сейчас просто нет единого размера оклада московского учителя за ставку работы, его никто не назначает.
«Но кто-то ведь должен определять размер зарплат в бюджете, все-таки это государственные деньги, как же так?», – спросите вы.
Конечно, должен! Зарплаты сегодня по закону в каждом учреждении назначает… (только не смейтесь и не падайте!!) сам трудовой коллектив, его орган самоуправления, согласно 144 статье ТК.
Итак, государство передало полномочия назначения зарплат органам местного самоуправления, согласно ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131 с изменениями и дополнениями, а также согласно 144 Ст.ТК РФ. Это подтвердил во время июньской прямой линии 2017 года и Путин, отвечая на вопрос учительницы о ее крайне низкой зарплате: «У нас деньгами учителей и определением уровня заработной платы распоряжается сама школа, она определяет штатное расписание и доплаты к окладу…» (на 13 мин. 25 Сек – видеофрагмент с этими словами Путина.)
Вы где-нибудь еще, в каком-нибудь государстве можете предположить такую свободу в распоряжении бюджетными деньгами? Можете представить такой установленный сверху порядок, чтобы госучреждению – школе, больнице, музею, библиотеке и т.п. – выделяли деньги, а далее оно б уже само решало, кому и сколько платить?
Это было бы возможно в какой-нибудь антиутопии, в каком-нибудь фантастическом государстве. Но у нас в стране это именно так: по закону это решает Трудовой коллектив. На практике же все решает работодатель.
Непонятно, о чем думали реформаторы, отменившие Единую тарифную сетку окладов и поручив разработку порядка выплаты зарплат Коллективу, априорно поставив работодателя и работника в состояние бизнес-партнеров с противоположными интересами: чем меньше получат работники, тем больше перейдет денег в стимулирующий (премиальный) фонд, из которого директор может платить практически самоуправно.
Ведь сейчас по закону сэкономленное на зарплатах работникам просто некуда деть, как перевести «в стимулирующую часть фонда оплаты труда».
(Например, для Москвы это п.3 Постановления Правительства Москвы № 1088-ППО от 28 декабря 2010 г.)
«Руководителям государственных учреждений …направлять на формирование стимулирующей части фонда оплаты труда:
3.1. 100% экономии по коммунальным платежам и фонду оплаты труда…»
То есть сейчас по закону деньги, выделенные бюджетному учреждению на Оплату труда работникам распределяются примерно так.
Вот, например, на 10 работников одной должности и одной нагрузки выделило государство деньги:
Одного работника просто уволили, возложив его работу на оставшихся и «сэкономив» его зарплату. А другим заплатили примерно треть из выделенных денег, две трети «сэкономив». Все по закону, ничего не нарушено, механизм привлечения директора за такие выплаты отсутствует: все делается по закону.
А на каком основании, спросите вы, директор может платить такие мизерные зарплаты работникам? Ответ: на основании Положения об оплате труда, «принятого» коллективом, и Статьи 129 Трудового кодекса РФ.
В Трудовом Кодексе испокон веков была такая статья, говорившая о трех составных частях зарплаты работника: оклад, компенсационная и стимулирующая части. При этом соотношение этих частей в законе изначально отсутствовало. Пока по стране действовала единая тарифная сетка (пока государство по старинке еще само назначало размеры окладов работникам) само собой получалось, что главная часть зарплаты работника – оклад. Это была гарантированная часть, получаемая работником при подписании договора, очень часто оклад равнялся зарплате. Поэтому никакого особого напряжения в трудовых отношениях не было: работник знал при устройстве на работу размер своего оклада – гарантированной части своей зарплаты.
Теперь посмотрим, какую злую шутку сыграл с работником при Новой системе оплаты труда тот факт, что по закону соотношение составных частей зарплаты не регламентировано. (См. первый ответ)
Сейчас совершенно законно работодатель может установить работнику меньшую часть зарплаты в виде оклада и большую часть зарплаты в виде негарантированной премии. Тем самым он ничего, кроме моральных норм, не нарушает.
Вы где-нибудь видели еще такой порядок назначения зарплат?
При этом по закону (например, для Москвы это п.4 Постановления Правительства Москвы № 1088-ППО от 28 декабря 2010 г.) считается «оптимальным, что объем средств на выплаты стимулирующего характера в составе фонда оплаты труда работников государственного учреждения формируется в размере не менее 30%.». То есть размер стимулирующего фонда ограничен только снизу. Он может быть законно 99 процентов в структуре фонда оплаты труда организации.
В настоящее время есть и Определение Верховного суда от 27.11.17 г. N 69-КГ17-22, согласно которому «выплата стимулирующих надбавок является правом, а не безусловной обязанностью работодателя». Так что работодатель может вообще не платить стимулирующие работнику. То есть любой обычный работник, не «приближенный» к руководителю, может рассчитывать только на оклад, даже через суд никто ему стимулирующие не заплатит…
Возможно, нам возразят и скажут: «Что вы передергиваете? Ведь в Трудовом Кодексе написано, что Системы оплаты труда в каждой школе, больнице и т.п. принимаются в соответствии с законодательными нормами? Например, они должны устанавливаться с учетом Рекомендаций, разработанных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений:
Да, это так. Однако все администраторы овладели информацией, что Рекомендации с юридической точки зрения носят именно рекомендательный характер, их выполнять совершенно не обязательно; если Положение об оплате труда учреждения не соответствует Рекомендациям, оно все равно законно. Оспорить его в суде невозможно. То есть по сути, можно принимать «решением коллектива» что угодно.
По материалам: “Новые Известия”