Кто больше всех задолжал налоговой?
На «доске почета» ФНС — компании, близкие к Рашиту Сахапову, Равилю Зиганшину и даже кузену директора «Татнефтепродукта».
37,6 тыс. «юриков» Татарстана должны фискальным органам в общей сложности более 8,2 млрд рублей, следует из данных, обнародованных на этой неделе ФНС. «БИЗНЕС Online» всмотрелся в бесконечную «портянку» и выделил полсотни наиболее крупных должников. Во сколько обошелся казне крах Татфондбанка и «Спурта», сколько денег недодал бюджету застройщик «Золотой подковы», бывший дилер КАМАЗа и строитель ТАНЕКО — в нашем обзоре.
Казне задолжали 8,2 млрд рублей
ФНС России опубликовала в открытом доступе сведения о задолженности юридических лиц по налогам и наличии у них налоговых правонарушений по состоянию на 31 декабря 2017 года. Раскрыты не только суммы недоимки по налогам и страховым сборам, но и задолженности по пеням и штрафам. Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», среди 1,5 млн российских неплательщиков налогов немало компаний из Татарстана. 37 607 юрлиц, зарегистрированных на территории республики, в общей сложности недодали казне 8,2 млрд рублей. Кстати, полученные данные бьются с цифрами, которые летом 2018 года озвучил руководитель УФНС по РТ Марат Сафиуллин. По его данным, на 1 января 2018 года сумма недоимки составляла 8,5 млрд рублей. Если учесть, что на 8 ноября 2018 года в базе данных УФНС России по РТ было зарегистрировано 189 тыс. действительных ИНН юридических лиц, получается, что 20% предприятий Татарстана хоть рубль, хоть полрубля, но должны фискальному органу. Легко подсчитать, что средний размер задолженности составил 218 тыс. рублей.
Отметим, что это уже второй этап «расчехления» налоговых данных. Летом 2018 года на сайте ФНС России были размещены сведения о среднесписочной численности работников юрлиц, а также о суммах уплаченных налогов и сборов за 2017 год. Надо сказать, что ФНС не особо заботилась об удобстве анализа данных. Сведения о юрлицах оказались «расфасованы» в тысячи файлов, так что для анализа базы нам пришлось прибегнуть к программным средствам.
Скажем сразу, крупнейших предприятий республики, таких как ТАИФ, «Татнефть», ТАНЕКО, КАМАЗ, «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез» и т. д., в списках нет. У некоторых крупняков в базу попали лишь дочерние компании. Можно предположить, что оплоты татарстанской экономики просто не допускают малейшей просрочки платежей, ибо — надо отдать должное скрупулезности работников ФНС — в опубликованных данных есть даже «злостные неплательщики» 10–15 бюджетных копеек.
Как пишет «Интерфакс», российским рекордсменом по объему штрафов, пени и недоимок оказался ликеро-водочный завод «Ярославский» — он «зажал» у бюджета более 3,17 млрд рублей. В Татарстане к подобному рекорду не приблизился ни один должник. Впрочем, шансы «улучшить» статистику у РТ есть благодаря главе ПСО «Казань» Равиля Зиганшина, к которому налоговая служба недавно подала иск почти на 2 млрд рублей, долги образовались в связи с задержками выплат из федерального бюджета за строительство стадионов в Самаре и Саранске.
Опальный Сахапов поплатился сполна
Пока же рассмотрим, возможно, устаревшие, но все еще весьма любопытные итоги 2017 года. Самый большой удар по закромам родины, как водится, наносит ограниченное количество особо недобросовестных предпринимателей. Так, на участников нашего топ-50 неплательщиков главы ФНС по Татарстану Марата Сафиуллина приходится долгов на 3,2 млрд рублей.
На первом месте антирейтинга — зарегистрированное в Богатых Сабах АО «Нефтегазстрой» (прежнее название — ЗАО «ИХК „Татгазинвест“») известного в Татарстане строителя инженерных коммуникаций — Рашита Лукмановича Сахапова. Компания была создана почти 20 лет назад как подразделение ЗАО «Татгазинвест» (ныне АО «Газпром межрегионгаз Казань») во главе с Ринатом Ханбиковым. По данным «Контур.Фокус», в 2016 году компания Сахапова могла похвастать выручкой более 6 млрд рублей, баланс достигал 7 млрд, но что-то пошло не так. Невезение началось в начале 2017 года, когда неожиданно в результате банкротного дела сторонней организации одна из фирм Сахапова — «Нефтегаз-Сервискомплект» — потеряла здание на улице Зинина, 4 в Казани, за которое бизнесмен заплатил 110 млн рублей. Возможно, сказался и крах банка «Спурт» (Сахапов был в числе его акционеров и крупных заемщиков). Так или иначе, в 2017 году «Нефтегазстрой» получил чистый убыток — 381,9 млн рублей. Вереницей потянулись иски от партнеров. Например, самый крупный — от «Роснефти» на 93 млн рублей, за невыполнение подрядных обязательств.
Работникам компания только за июнь — июль 2017 года задолжала более 9,8 млн рублей. Сахапов тогда отделался штрафом в 10 тыс. рублей и дисквалификацией с поста руководителя. Хуже то, что, видимо, в попытке как-то выкрутиться он занялся налоговой «оптимизацией». В ноябре 2018 года суд признал Сахапова виновным в уклонении от уплаты налогов и сокрытии денежных средств за прежние периоды — на общую сумму свыше 200 млн рублей. В частности, как выяснилось, в попытке укрыть деньги от других кредиторов и налоговой бизнесмен разослал контрагентам письма платить деньги не в ЗАО, а на счета ООО «Оском», которым он владел лично на пару с супругой Миляушой Сахаповой. Свою вину бизнесмен признал, суд приговорил его к штрафу в 1 млн рублей, при этом ущерб он погасил лишь частично. На данный момент Сахапов вышел из большинства из своих бизнесов, он остается учредителем того самого ООО «Оском» и ООО «Бакалейщик» (торговля оптовая крупами).
Как видим, кейс с неплательщиком №1 Сафиуллин отработал на все сто.
Кто выковал «Золотую подкову», не заплатив налоги?
Должник номер два — созданное в 2013 году в Казани ООО «Литера», задолжавшее государству 163,7 млн рублей, в основном по платежам НДС. Имя его учредителя (100%) — Софронов Павел Михайлович — мало о чем расскажет читателю нашей газеты, разве какие любители охоты вспомнят, что Софронов является председателем правления РОО РТ «Теньковский охотничий клуб».
Более знакомым может показаться прежнее название фирмы — ООО «Альфа», по крайней мере эта компания в качестве застройщика в 2015 году завершила возведение казанского долгостроя ЖК «Золотая подкова». Ее учредителем и директором был некий Богомолов Роман Алексеевич — к слову, в прошлом он также был председателем теньковского охотничьего клуба, а сейчас состоит в нем в числе соучредителей.
ООО «Альфа» с теньковским охотником во главе в августе 2015 года предъявило общественности достроенный долгострой — три трехгранные башни в 22 этажа на улице Павлюхина, которые в далеком 2008 году начинало строить ООО «Капитал групп», продолжил «Эталон», да так и не завершил.
Согласно базе данных «Контур.Фокус», в конце 2014 года на нулевой баланс свежесозданной «Альфы» упал солидный актив объемом в 1,886 млрд рублей. Скорее всего, это и был ЖК «Золотая подкова». С учетом того, что из 324 квартир достроенного комплекса (за минусом 76 дольщиков) «Альфа» могла выставить на продажу 248 квартир, предполагаемая полученная выручка (при средней стоимости квадратного метра 70 тыс. рублей и средней площади квартиры 65–70 кв. м) могла составить, по очень грубой оценке, 1,1–1,2 млрд рублей. Плюс одно только АО «Татэнергосбыт» выкупило в комплекте нежилых помещений на 450 млн рублей под свой центральный офис. С этих сумм фирма и должна была бы заплатить НДС.
Так или иначе, в 2016 году баланс «Альфы»-«Литеры» стремительно растаял до 285 млн рублей, а в мае 2016 года на «Литеру» было подано заявление о банкротстве. Спустя два года компания была благополучно обанкрочена и ликвидирована, оставшись должна налоговой службе 163,7 млн рублей.
Логистические решения… по уходу от налогов?
На третьем месте нашего топа — ООО «Логистические транспортные системы» (ООО «ЛТС») с его долгами по налогам в размере 109,3 млн рублей. Сейчас оно, как водится, находится в стадии ликвидации. Созданная в 2015 году компания насчитывала 1,2 тыс. сотрудников и занималась автомобильными грузоперевозками, оказывая услуги компаниям, входящим в ареал деятельности главы «ПСО «Казань» Равиля Зиганшина.
Так, в декабре 2015 года ООО «ЛТС» стало единственным поставщиком, выиграв тендер на оказание транспортных услуг у ОАО «Судоходная компания „Татфлот“», которое до недавнего времени имело прямое отношение к супруге Зиганшина — Светлане Зиганшиной. А из материалов банкротного дела следует, что фирма «ЛТС» имела договоры на оказание услуг с зиганшинскими строительными компаниями — ООО «ДорСтрой» (стопроцентный учредитель — Равиль Зиганшин), ООО «Свиягастрой» (в числе учредителей в прошлом была Светлана Зиганшина).
Сам Равиль Хабибуллович также засветился в числе бывших владельцев ООО «ЛТС». Однако на данный момент формально он отношения к этой фирме не имеет. Сейчас, по данным «Контур.Фокус», учредителями ООО «ЛТС» являются ООО «Современные Технологии Строительства» и ООО «Смт-Интех», а конечными бенефициарами — Гилязетдинов Ильгиз Расимович (75%) и Мухаметзянов Ильдар Анасович (25%). Конкурсный управляющий — Сабитов Алмаз Рашитович.
Вскоре после создания компания быстро начала набирать обороты — к концу первого года работы баланс вырос до 766 млн рублей, выручка составила почти 600 млн, чистая прибыль — 873,0 тыс. рублей, но счастье длилось недолго. Уже в марте 2016 года прокуратура возбудила административное дело из-за невыплаченной сотрудникам зарплаты (30 млн рублей) — в отношении как ООО «Логистические транспортные системы», так и ее (на тот момент) гендиректора Руслана Сагитзянова. Были выявлены и другие нарушения, в том числе оплата труда работников лишь один раз в месяц, несвоевременная оплата взносов на обязательное медицинское, социальное и пенсионное страхование, несвоевременный расчет с 43 уволенными сотрудниками.
В апреле 2016 года в компании была введена процедура наблюдения, а в августе того же года ООО «ЛТС» было признано банкротом, в отношении него было открыто конкурсное производство. Напомним, компания осталась должна бюджету 109,3 млн рублей в виде неоплаченных налогов.
Кстати, «погоревшая» на деле о Татфондбанке зиганшинская компания «ДорСтрой» также в числе злостных неплательщиков — на 87,6 млн рублей.
«Штурман Кредо +» — сел на налоговую мель?
102,3 млн рублей остался должен налоговой службе некогда официальный дилер АО «КАМАЗ» — ООО «Автопромышленный холдинг „Штурман Кредо +“» («Штурман»). Учредителями является ООО «Грузспехцет» Рамиля Нуруллина, также в числе конечных владельцев «Контур.Фокус» называет экс-директора фирмы Андрея Колесникова. Как вы уже догадались, сейчас компания находится в стадии ликвидации.
«Штурман» был создан в 2004 году в Челнах. Компания занималась проектированием, производством и реализацией спецтехники на базе шасси «КАМАЗ», Mercedes, Mitsubishi Fuso и других импортных грузовиков, а также прицепной техники. Участвовала в крупных тендерах «Транснефти» на поставку грузовиков и спецтехники, но неуспешно. Также предприятие продавало серийные автомобили «КАМАЗ». В состав холдинга входил завод-изготовитель в Набережных Челнах и дилерский центр КАМАЗа в Курганской области. Главный инженер ООО «Штурман Кредо» Марат Махмутов даже претендовал на должность главы исполкома Челнов, сообщали «Челнинские известия». Про него говорилось, что он кадровый офицер запаса, в прошлом был руководителем исполкома Елабуги, работал в менеджменте литейного завода КАМАЗа. Но тогда победил Ринат Абдуллин.
В 2015 году компания сама инициировала свое банкротство. В 2016 году фирма была признана несостоятельной. В начале 2017 года СКР возбудил уголовное дело в отношении директора «Штурмана» Андрея Колесникова. Он обвинялся в уклонении от уплаты налогов на общую сумму более 50 млн рублей. Летом 2017 года конкурсный управляющий выставил на торги имущество обанкротившейся компании (производственный корпус, ряд помещений и земельный участок) стоимостью 113,3 млн рублей. В августе 2018 года конкурсный управляющий через АС РТ потребовал взыскать с другого бывшего гендиректора «Штурмана» — Константина Полякова — схожую сумму в 113,8 млн рублей.
Сейчас по тому же адресу в Челнах зарегистрирована другая фирма со схожим названием — ООО «Штурман Авто», первоначально в ней фигурировали наши «старые знакомые» Поляков, Колесников и Нуруллин, но потом фирму перевели в офшор на Сейшельских островах. В 2016 году мэру Челнов Наилю Магдееву в рамках антикризисного штаба была показанапроизводственная база ООО «Штурман Кредо». Компания презентовала проект строительства завода по производству тракторных и автомобильных прицепов и планировала стать резидентом ТОСЭРа и промпарка «Развитие».
Владельцы автосалонов и торговых центров, а также кузен рулевого «Татнефтепродукта»
Также в числе крупных неплательщиков налогов — ООО «Алтын-Авто» (92,6 млн рублей) Лирона Латыпова. В 2012 году компания открыла самый большой центр Suzuki в России — на Сибирском тракте, 59. Однако в июле 2015 года суд признал ООО «Алтын-Авто» банкротом, а марте 2016-го был признан банкротом и «Тимерхан» — еще одно детище Латыпова. В том же году на личное банкротство подал и сам Латыпов — он выступил поручителем по долгам компаний «Алтын-Авто» и «Автомир» в 2013 и 2014 годах на общую сумму более 325 млн рублей перед разорившимся в прошлом году акционерным коммерческим банком «Город». Долг был переуступлен компании «МенеджментКонсалтСервис», которая и подала заявление о банкротстве.
Более 92 млн рублей не заплатило в казну АО «Многопрофильное объединение Иншаат» известного в Челнах строителя Азата Закиева. Сейчас компания — в стадии ликвидации. «Иншаат» работал на строительстве ТАНЕКО, завода «Роквул» в ОЭЗ «Алабуга», возвел целый ряд зданий и торговых объектов в Челнах. Свой бизнес Закиев ведет вместе с братом Фанисом Закиевым. В 2016 году братья выставили на продажу построенный ими в поселке ЗЯБ ТК «Алтын Ай» стоимостью 525 млн рублей и ряд прочей торговой недвижимости. Азат Закиев тогда рассказал «БИЗНЕС Online», что объекты продает ради переориентации на «другие, более рентабельные, направления бизнеса».
Бывший директор казанской IT-компании ООО «Софтмарт» Алексей Панкин, который ранее был признан виновным в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере, задолжал казне (по данным налоговой за 2017 год) 85,5 млн рублей. В уголовном деле фигурировала сумма порядка 20 млн рублей, за которые бизнесмена приговорили к 2 годам 6 месяцам лишения свободы условно. Свою вину он полностью признал.
84,5 млн рублей осталась должна бюджету строительная компания ООО «КамГЭСстрой» — в прошлом «дочка» СПО «Казань», ныне обанкроченного строительного подразделения АО «ТАИФ». В 2017 году в отношении руководства «КамГЭСстроя» (на тот момент компанию возглавлял Вячеслав Петров) было заведено уголовное дело за долги по зарплате в 12,5 млн рублей. Двумя годами ранее в отношении экс-директора ООО «КамГЭСстрой» заводилось уголовное дело за неуплату 37 млн рублей налогов и 54,8 млн рублей зарплаты. Петров частично погасил долги и избежал реального наказания, получив освобождение по амнистии. Сейчас фирма в стадии ликвидации, в октябре 2018 года конкурсный управляющий пытался привлечь Петрова к субсидиарной ответственности по обязательствам компании перед кредиторами на 503,6 млн рублей, но безрезультатно.
Около 27 млн рублей задолжало ООО «Чулпан Трейд» Рафаэля Фаттахова — кузена гендиректора «Татнефтепродукта» Рустама Сабирова, в прошлом его заместителя. Сейчас бизнесмен, который в этом году был оправдан по делу о мошенничестве с кредитом Алтынбанка, проходит процедуру личного банкротства.
Мусин, Даутов, Ливада & ко
Главные банковские погорельцы — далеко не на первых страницах нашего топ-50. Спурт Банк Евгении Даутовой, по данным налоговой, остался должен 62,4 млн рублей, Татфондбанк Роберта Мусина — только 13,7 миллиона. Банкротный «Фон-Ривьера» из бывшей строительной империи Анатолия Ливады задолжал 23,6 млн рублей. «ПАК-Инвест», управляемый сыном экс-министра транспорта РТ Владимира Швецова, Швецовым-младшим, не заплатил в бюджет более 24 млн рублей.
Многочисленные осколки империи Вагиза Мингазова также в числе должников. Самую большую сумму задолжал так называемый золотой парашют Мингазова — ООО «Агрофирма „Вамин Арча“» (14 млн рублей). У ОАО «Чистопольский элеватор», ранее также входившего в империю «Вамина», — 34,5 млн рублей долга.
Сразу несколько крупных должников породил «Ак Барс Холдинг» Ивана Егорова. Самые крупные неплатежи допустили ООО «Ак Барс Буинск» (34,2 млн рублей) и ООО «Ак Барс Кайбицы» (17,3 млн рублей). У ОАО «Камско-Устьинское хлебоприемное предприятие» налоговых неплатежей на 11,7 млн рублей. В числе крупнейших неплательщиков налогов оказалось ООО «Сельскохозяйственное предприятие им. Рахимова», расположенное в Апастовском районе, — за ним 23,1 млн долга. Ранее директор предприятия Фарит Рахимов был уличен в невыплате зарплаты.
Почти 25 млн рублей долга у ООО «Татагро», которое через «Татнефть-Транс» контролируется«Татнефтью». Поставщик строительных материалов — ООО «ПСК Плауэн» — не выплатил 77 млн рублей. За АО «Казанское научно-производственное предприятие „Вертолеты-Ми“» — должок в 30,8 млн рублей, у ООО «Химокам-Агро» — 30,6 млн, почти 30 млн должно бюджету ООО «Веб — студия «Серебряный Дождь».
* * *
Подводя итог, хочется сказать, что подавляющее большинство задолжавших предприятий находится в состоянии банкротства, так что Марату Сафиуллину и его команде вряд ли удастся взыскать все набежавшие налоговые недоимки, штрафы и пени. Впрочем, подождем обновления реестра — интересно будет посмотреть на список по итогам нынешнего, 2018 года.
Топ-50 татарстанских компаний-должников по налогам и сборам (по данным на конец 2017 года)
Наталья Голобурдова
По материалам: “Бизнес Online”