Государственный страховщик против предприятий страны
Десять месяцев спустя после страхового случая в АО «Рособоронэкспорт» глава Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) Николай Галушин без доли иронии заявил, что заинтересован в скорейшем урегулировании убытков. И тут же потребовался целый реестр новых документов в их подтверждение, похоже, для того чтобы запустить судебное разбирательство и не платить сразу весь убыток.
Это позволит не только занизить размер убытка и исказить отчетность Российской национальной перестраховочной компании завысив прибыль, но и обосновать повышение страховых тарифов на предприятиях оборонки более чем в 10 раз по сравнению с международными, конкурентными рынками.
Об этом страховом случае Галушин сам рассказал журналистам на своей пресс-конференции еще 23 октября: «Произошла совокупность большого стечения неблагоприятных обстоятельств. Если бы шел груз через спокойное море, ничего бы не произошло». Президент РНПК не назвал сумму ущерба, организацию и обстоятельства происшествия. Но отметил что «доля РНПК в этом риске составляла 70%». Убыток по страховому случаю превзошел убытки от катастрофы 1998 года в Иркутске, когда Ан-124, перевозивший груз из двух боевых самолетов, упал на жилые дома.
Чего еще Галушин не сказал журналистам, так это, что страховой случай состоялся еще в первые дни 2018 года – в январе, и что РНПК, не выплатила страховщику, а соответственно, предприятию по нему еще ни копейки. Не сказал он и о том, что почти год спустя были предъявлены пострадавшим новые требования, с запросом очередного списка документов в обоснование убытка.
Известно, что во время шторма произошло повреждение груза. Свое участие в риске в качестве перестраховщика менеджмент РНПК, завысил. Известно, что в рамках возмещения ущерба по страховому случаю «Алмаз-Антей» должен получить от страховщика около 9 млрд рублей.
На фоне сообщений о том, что частная компания «СОГАЗ» выплатила «АЛРОСе» страховое возмещение в размере 10,49 млрд рублей в связи с аварией на руднике «Мир» в Республике Саха (Якутия), отказ клиенту – государственной компании выплатить государственной же корпорации ущерб по оборонному заказу, выглядит как минимум странно.
Стоит напомнить, что РНПК создавалась в условиях антироссийских санкций именно для перестрахования подобных рисков российских компаний, попавших под западные санкции. Более того, государство даже обязало сами предприятия перестраховывать свои риски именно в РНПК, и в лице Банка России поручилось, что у компании хватит денег на покрытие подобного ущерба. Хотя если компания его выплатит, ее убытки за год возрастут более чем вдвое, но тут уже вопрос к качеству менеджмента в самой компании, а не к ее клиентам.
При этом, еще не произведя выплат и не покрыв убыток, РПНК, похоже, уже готова выкручивать руки тому же «Рособоронэкспорту» и предприятиям российской оборонки, резко, не рыночно, в нарушении международного опыта изменив тарифы и условия страхования на транспортировку их продукции, как внутри страны, так и по экспортным контрактам: в частности, тогда же в октябре компания сообщила, что ставка тарифа на все новые договора на перестрахование экспортных военных грузов увеличивается на 432 процента, т.е. в 4,43 раза, а стоимость страхования грузоперевозок по России вырастет в 1,73 раза, что более чем в 10 раз превышает принятые европейские ставки. Но тут менеджмент РНПК откровенно пользуется санкционной ситуацией и понимает, что других перестраховщиков у «Рособоронэкспорта» просто нет.
Неизвестно согласованы ли новые ставки РНПК на военные грузы с Банком России, как представителем государства, но очевидно, что подобные внезапные условия сильно бьют по отечественной оборонной промышленности. Большинство договоров как международных, так и на поставку в российские вооруженные силы заключены не сегодня и носят долгосрочный характер, а потому выросшие расходы на страхование в них уже не заложишь, а следовательно оплачивать их придется из своего кармана.
Как и иные возможные прихоти РНПК. Например, запрет транспортировать одним транспортным средством груз стоимостью более 200 млн долларов, что ведет к росту транспортных и иных сопутствующих расходов, среди которых обязательный предпогрузочный осмотр грузов сюрвейером. Таким образом, ужесточаются требования к транспортным компаниям, предрейсовым осмотрам судов, квалификации капитана и соблюдению безопасного режима плавания, которые, очевидно, в перспективе должны позволить РНПК уклониться от выплат.
Причем, сюрвейера для досмотра будет выбирать сама РПНК, а оплачивать его не самые дешевые услуги ее клиент, так как это не входит в страховой тариф. И нигде не говорится о допуске сюрвейера к военной и государственной тайне, хотя вообще-то речь идет о транспортировке продукции оборонного значения предприятиями, находящимися под санкциями.
Впрочем, как показывает пример «Алмаз-Антея», никакие растущие платежи не гарантируют предприятию выплаты. На данный момент предприятие всеми силами пытается найти средства, чтобы выполнить заказ и произвести взамен утраченной новую продукцию. В СМИ уже сообщалось о перебоях в компании,http://www.ng.ru/economics/2018-09-20/100_strakh200918.html которая вынуждена экономить на всем, хотя оплатила, а потому вполне могла рассчитывать на помощь государственного перестраховочного монополиста.
Видимо, потому в своих письмах топ-менеджеры РНПК не скрывают, что могут использовать сложившуюся с «Алмаз-Антеем» ситуацию для повышения тарифов, а заодно и чтоб поправить финансовое положение компании, высказывались версии и о предпосылках для коррупции. Возможно, за счет предприятий «Ростеха» и «Рособоронэкспорта» благодаря поднятым тарифам Николай Галушин и наберет средства на то, чтобы хотя бы год спустя оплатить признанный им страховой случай. Но вопрос в другом: устраивает ли Банк России и правительство страны то, что менеджмент государственной компании на фоне западных санкций и нарастающей международной напряженности практически открыто, блокирует выполнение оборонного заказа в стране, доводя предприятия ОПК до остановки производства. Ведь пытаясь изловчиться с выплатами и ставками РПНК ставит на грань кризиса уже не только «Алмаз-Антей», но и другие предприятия и не только оборонки.
Дмитрий Петров
По материалам: “Наша Версия”