Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе-феврале могут снизиться в сравнении с высокими результатами прошлого года, предупредили в Ассоциации европейского бизнеса. Среди причин — санкции и повышение НДС
Начало 2019 года ожидается трудным для российского автомобильного рынка в том числе из-за повышения НДС с 18 до 20% и возможного ужесточения западных санкций. Об этом заявил на итоговой пресс-конференции глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB) Йорг Шрайбер.
По итогам 2018 года продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 12,8%, достигнув 1,8 млн штук. К концу года продажи активизировались в ожидании повышения НДС: в декабре было продано на 5,6% больше машин, чем годом ранее. Незначительный рост в декабре объясняется высокой базой 2017 года, когда продажи выросли сразу на 14%.
Однако в этом году ожидать двузначных чисел роста не стоит. «Перспектива на 2019 год не столь ясна. Увеличение НДС и возможное ужесточение санкций США создают существенные риски и неопределенности на рынке, в особенности в первом квартале. Однако, основываясь на предположении о неизменности правительственной политики и неизменности поддержки автомобильного сектора, участники рынка ожидают, что фундаментально спрос будет достаточно устойчив для удержания уровня продаж и выхода на рост в течение года», — сказал Шрайбер.
По прогнозу АЕБ, в 2019 году российский авторынок вырастет на 3,6%, до 1,87 млн машин. При этом Шрайбер предупредил, что в январе и феврале продажи могут даже снизиться по сравнению с прошлым годом.
«2019 год будет непростым для российского авторынка, динамика роста пойдет вниз, но однозначно рынок стабилизировался», — сказал РБК гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. По его мнению, продажи автомобилей могут как упасть на 5%, так и вырасти на те же 5%.
Ранее «Автостат» объявил, что объем продаж на российском рынке новых легковых автомобилей в 2018 году впервые превысил докризисный уровень и составил более 2,38 трлн руб. Предыдущий рекорд был установлен в 2013 году, тогда россияне купили новые автомобили на 2,37 трлн руб. Эксперты агентства пояснили, что новый рекорд был достигнут за счет роста средних цен на машины. По данным «Автостата», за последние пять лет они выросли на 57%, несмотря на то что их продажи за этот период в России снизились на 36% (в 2018 году по сравнению с 2014-м).
АвтоВАЗ 10 января сообщил, что довел долю бренда Lada в сегменте легковых автомобилей на российском рынке до рекордного за последние семь лет уровня — 20,8%. Общие продажи автоконцерна выросли на 16% до 360,2 тыс. машин. Исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу АвтоВАЗа Ян Птачек сказал, что компания ожидает роста российского авторынка в 2019 году в пределах 10% и рассчитывает сохранить свою долю на уровне 20%.
Директор по маркетингу Kia Валерий Тараканов сказал РБК, что компания поддерживает прогноз АЕБ, воздержавшись от деталей. По итогам 2018 года Kia продала 227 тыс. машин (+25%), заняв второе место по объемам.
В Hyundai, продажи которого по итогам 2018 года выросли до 178,3 тыс шт. (+13%), ожидают, что рост авторынка в 2019 году будет в пределах 3–5%, до 1,85–1,9 млн машин. Это произойдет при сохранении текущей макроэкономической ситуации, сказал РБК управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев. По его словам, Hyundai также рассчитывает увеличить продажи и сохранить свои «целевые» 10% рынка.
В Toyota, продажи которой по итогам года выросли на 15%, до 108 тыс. штук, прогнозируют, что автомобильный рынок будет восстанавливаться и достигнет по итогам 2019 года 1,83 млн машин. «Одним из драйверов дальнейшего роста станет так называемый эффект отложенного спроса», — отметили в пресс-службе компании.
Нужна господдержка
АЕБ считает необходимым сохранить меры господдержки отрасли, следует из ее презентации. И с этим согласны ряд автопроизводителей. «В сложившихся макроэкономических и рыночных условиях АвтоВАЗ приветствовал бы возвращение мер господдержки рынка для сохранения тренда его восстановления», — сообщил РБК представитель АвтоВАЗа. По его словам, программы, действовавшие в 2017 — начале 2018 года, показали высокую эффективность.
До мая 2018 года в России действовал ряд мер поддержки спроса. Покупатели могли получить скидку на машины стоимостью до 1,5 млн руб. по нескольким программам, в числе которых «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». 14 мая Минпромторг сообщил о завершении этих двух программ. За январь—апрель по ним было продано почти 86 тыс. автомобилей.
Тараканов из Kia сказал РБК, что самыми эффективными для рынка были программы субсидирования автокредитов и trade-in. По его словам, в этом году главным драйвером будет желание потребителей поменять машину, купленную в 2012–2014 годах, а для этого нужны финансовые инструменты.
На этой неделе в правительство должны быть внесены предложения Минпромторга по сохранению мер поддержки автопрома, в том числе и поддержки спроса на автомобили, сообщил РБК представитель вице-премьера Дмитрия Козака. В Минпромторге отказались от комментариев.
Впервые за последние несколько лет российский рынок легковых машин показал рост в 2017 году: тогда было продано 1,6 млн автомобилей (+11,9%). Однако в январе 2018-го АЕБ впервые за свою историю не смогла дать прогноз по российскому авторынку. Тогда Шрайбер объяснял, что на это повлияла неопределенная ситуация с размером утилизационного сбора. 21 марта правительство утвердило индексацию утилизационного сбора на легковые и грузовые автомобили с 1 апреля, которая больше всего затронула популярные модели: ставки увеличились на 90%. Лишь в начале апреля ассоциация представила свой прогноз на год: рост продаж на 10%, до 1,75 млн машин.
Валерия Комарова, Владислав Гордеев
По материалам: “РБК”