Резкое падение рубля в 2018 году – на 20% к доллару и 14,5% к евро – оказалось «золотой жилой» для «Сургунефтегаза» – третьей по объемам добычи и первой по непрозрачности собственников нефтяной компании в России
Накопив на валютных счетах 46 млрд долларов – сумму, сопоставимую с золотовалютными резервами таких стран, как Румыния (40 млрд) или ЮАР (47 млрд), компания, истинные бенефициары которой остаются в тайне больше 10 лет, могла получить от 754 до 815 млрд рублей чистой прибыли по итогам прошлого года, следует из оценок «Атона» и ITI Capital.
Больше половины итоговой суммы дала переоценка «долларовой подушки», которую «Сургутнефтегаз» годами копит и складирует на банковских счетах, отказываясь от инвестиций и приобретений.
На конец 2016 года более 90% этих средств хранилось в долларах США, а в отчете прошлого года структуру вложений компания засекретила.
Если она осталась неизменной, то прибыль «Сургута» от курсовых колебаний выросла на 41% и составила 516 млрд рублей, подсчитали в «Атоне».
Это позволит компании резко увеличить дивиденды по итогам прошлого года: они могут составить 6,9 рубля на привилегированную акцию. Это 18% дивидендной доходности и на 15% выше, чем в прошлом году (6 рублей на акцию), отмечает «Атон».
Риском для «Сургута», впрочем, остаются американские санкции. Генеральный директор компании 66-летний Владимир Богданов, возглавивший предприятие еще в середине 1980х, а в 1990х организовавший выкуп его акций у государства через залоговый аукцион, с 6 апреля был включен в «черный список» Минфина США.
В сентябре, по данным Reuters, «Сургут» начал требовать у своих контрагентов подписать дополнения к контрактам, позволяющие при необходимости перейти в расчетах на евро. По словам трейдеров, компания опасалась «возможных проблем с платежами» в долларах.
Впрочем, гораздо более серьезной проблемой может стать то, что под ударом может оказаться пресловутая «валютная подушка», указывает партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич.
Банки, которые держат депозиты «Сургутнефтегаза», неизвестны. На конец 2012-го 40% средств было размещено в Сбербанке, а остаток – в ВТБ, Газпромбанке и российской дочке итальянского Unicredit. Но с тех пор – уже 5 лет – «Сургутнефтегаз» не публикует информацию о своих контрагентах.
По материалам: “Finanz.ru”