Молодой инженер создал замену легендарному “Макарову”: пистолет “Удав”

При выстреле он издает звук, похожий на змеиное шипение

Задумывались ли вы когда-нибудь, как рождается оружие? Как идея превращается в техническое задание, набор сухих и малопонятных цифр, а дальше трансформируется, словно по волшебству, в пистолеты, пулеметы и автоматы. И вообще, кто эти люди — конструкторы-оружейники? Какие они в жизни? О чем мечтают? «МК» расскажет о человеке, который в свои неполные тридцать бросил вызов легендарному детищу конструктора Николая Макарова — пистолету ПМ. Это конструктор ЦНИИТОЧМАШ из подмосковного Климовска Иван Козлов.

В отечественной истории стрелкового оружия много легендарных имен: Николай Макаров, Василий Дегтярев, Георгий Шпагин, Федор Токарев, Михаил Калашников. Но все это история, скажет читатель. А кто из наших современников достоин сравнения с ними? Есть ли сегодня конструкторы, равные по таланту своим великим предшественникам? Оказывается — есть! Знакомьтесь: конструктор ЦНИИ точного машиностроения Иван Козлов.

Судьба или случай

Обычный, почти офисный кабинет, вместо привычной массивной чертежной доски кульмана — монитор компьютера. Теперь чертежные линейки и рейсфедеры заменяют клавиатура и мышь. Единственное, что может выдать рабочее место конструктора — листы с чертежами и массивные папки, на которых гриф «Министерство обороны РФ».

Молодой инженер создал замену легендарному
Корреспондент «МК» Максим Кисляков одним из первых опробовал рассекреченный пистолет «Удав». Фото: Максим Кисляков

За столом молодой человек неторопливо размешивает сахар в чашке чая. Даже не верится, что именно этот мой ровесник бросил вызов знаменитому «Макарову».

— Вы и есть создатель пистолета «Удав», который уже столько шуму наделал и который, поговаривают, отправит в отставку сам ПМ.

— Да. Меня зовут Иван Козлов, я конструктор ЦНИИТОЧМАШ. Родом из города оружейников — Тулы, — приветливо отзывается молодой конструктор. — И никакой «Удав» не «убийца» «Макарова». Мы просто создали неплохой пистолет для нужд российской армии. И я вас сейчас с ним познакомлю.

На экране — пучки разноцветных линий, которые сплетаются в причудливую вязь. Несколько нажатий на клавиши — и линии превращаются в изящный трехмерный объект.

— Глядя на эту красоту, не сразу понимаешь, что это пистолет. Это уже какая-то художественная работа с оригинальным дизайном.

— А все конструкторы немножко дизайнеры, — отвечает Иван. — Кто сказал, что пистолет, автомат или винтовка должны выглядеть неэстетично?

— Это как-то не сразу укладывается в голове: эстетика и оружие…

— Которое может убивать, вы хотите сказать? — с легкой улыбкой осторожно перебивает меня Иван. — Но на самом деле — курок жмет человек. И решение принимает тоже он. Моя же задача как конструктора — создать эффективный, надежный инструмент. И удобный. Это как раз и решает его дизайн.

И действительно, даже на эскизе заметно — новый пистолет внешне претендует на произведение искусства: легкие обводы рукоятки плавно переходят в затворную раму с косыми рисками — для удобства хвата во время перезарядки. Впереди — удобная мушка, сразу под стволом — зубцы-выступы ныне модной в иностранных армиях планки Пикатини.

— Сюда крепится лазерный указатель, — будто прочитал мои мысли Иван. — С ним меткость повышается в разы.

Заметно, что Иван о конструкции своего детища может рассказывать часами. И заслушаешься! Сразу видно — «горит» на работе. И не сразу понимаешь, что именно этот молодой человек в неполные 30 лет создал его весь, от штифта до каждой пружинки.

Оказывается, любовь к техническому созиданию, как это часто бывает, проявилась еще в далеком детстве. Однажды отец принес набор конструктора Lego. И — завертелось…

Конструктор Иван Козлов. Фото: ЦНИИТОЧМАШ

— Первым моим осознанным изделием был самолет. Уже не помню, какой именно, но зато в памяти осталось то приятное ощущение, когда ты осознаешь себя создателем.

Потом были обычные мальчишеские увлечения. Но даже тогда конструкторская мысль давала ростки. Иван увлекался историей и вскоре серьезно «подсел» на луки — ему очень нравилось это оружие. Парень создавал их десятками, зачитывался литературой, даже пытался воспроизвести лучшие мировые образцы.

Но главный «зигзаг» в конструкторской биографии Ивана случился в 17 лет. Нужно было выбирать, чему посвятить свою жизнь: исторической науке или инженерии. Родители осторожно подсказывали: техническое образование даст куда больше жизненных перспектив. Иван прислушался и подал документы в Тульский политехнический. Он мечтал попасть на кафедру мехатроники, где проектируют и создают автомобили. Но по странному стечению обстоятельств его документы оказались совершенно на другой кафедре — расчет и проектирование автоматических машин. Ее профиль — проектирование стрелкового, артиллерийского и ракетного оружия.

Особо расстраиваться Ивану не пришлось. Однажды его позвали в оружейную комнату, чтобы показать, над чем придется работать.

— И как только я вошел — восторгу моему не было предела. Там вся стена увешана самым разным оружием — пистолетами, пулеметами, штурмовыми винтовками, спецоружием.

С тех пор судьба Ивана Козлова неразрывно связана со стрелковым оружием.

Фото: Максим Кисляков

Альма-матер

Иван с теплотой вспоминает первую серьезную практическую работу в тульском политехе.

— Первая моя практическая разработка — проектирование пулемета. Задание было непростое — мне предстояло заведомо проигрышную конструкцию «вытягивать». Я горячо принялся за работу и… ничего у меня не получилось. Там все было по-детски наивно. Но я получил очень важный результат — опыт самостоятельной конструкторской работы.

Потом была преддипломная пора. Ивану предложили пройти практику в легендарном климовском ЦНИИТОЧМАШе. Будущий конструктор ни минуты не колебался. Так он впервые попал на легендарное предприятие, которое занимается практическими вещами, а не теоретическими изысканиями, как вузовская кафедра.

— Дипломная у меня, кстати, была «короткоствольная» — нужно было сделать самозарядный автоматический «ствол», — вспоминает Иван. — И тогда была задача, уже не оторванная от жизни, а вполне конкретная — разработать ударно-спусковой механизм с большим ресурсом. В этот раз я справился.

Тогда же Иван познакомился со спецификой работы оборонного предприятия-гиганта. Молодого конструктора направили в подразделение, которое модернизировало и адаптировало специальную снайперскую винтовку ВСС «Винторез» для комплекса боевой экипировки «Ратник». Эта экипировка, кстати, после крымских событий 2014 года получила неофициальное название — форма «вежливых людей».

Руководил проектом тогда виднейший конструктор Петр Иванович Сердюков, создатель пистолета для силовиков СР-1, бесшумного автомата АС «ВАЛ» и собственно «Винтореза». Именно он стал главным наставником Ивана Козлова в его будущей конструкторской карьере.

Следующей была работа по конструкторскому сопровождению серийной продукции. Речь о модернизации знаменитого пистолета «Гюрза». В это время в отделе шла работа по созданию перспективного самозарядного пистолета.

Технический проект нового пистолета делался как раз на основе самозарядного пистолета Сердюкова. Всем сотрудникам отдела было предложено подготовить предложения.

— Я высказал предложение, что модернизировать «Гюрзу» под требуемые характеристики не имеет никакого смысла. Нужны изменения, — рассказывает Иван. — И первое, что надо менять — это рамку пистолета. А она потянула за собой и все остальное. Затем последовала рукоятка, схема запирания и так далее. В итоге получился совершенно новый пистолет. Он и стал прототипом «Удава».

Рожденный в муках

Так что это за перспективный «зверь» по имени «Удав», соперник легендарного «Макарова»? И, кстати, почему именно «Удав»? Оказывается, ответ кроется в… звуке выстрела. Известно, что каждый пистолет, каждая винтовка или автомат при стрельбе звучат по-разному. Одни гулко «бабахают», другие звуком выстрела напоминают щелчок плетью. За это, например, снайперскую винтовку СВД иногда за глаза зовут «плеткой».

А вот новый пистолет издает несколько шипящий звук, который действительно напоминает змеиное шипение. Прибавьте сюда хорошую пробивную мощь, и получим образ змеи, которая стремительно бросается на свою добычу.

Пистолет «Удав», как это часто бывает с прорывными новинками, рождался в муках. Долго ничего не получалось. Часто приходилось откатываться назад и начинать все сначала.

— Вообще создание оружия процесс довольно рутинный, — констатирует Иван. — Сначала проектирование, потом макетирование, после — изготовление и испытания. И только потом, если все хорошо, пистолет, автомат или винтовка обретает свой конечный вид.

— Что касается требований российского Министерства обороны к «Удаву», то их можно охарактеризовать очень просто — они требовали чуда, — с улыбкой произносит молодой конструктор. — Чтобы это был надежный, легкий и удобный самозарядный пистолет. Некоторые требования (пока не могу сказать какие) выдвигались вообще беспрецедентные. Но мы справились!

А еще Ивану в его «Удаве» удалось достичь доселе невозможного в отечественном оружии — сделать очень мощный дозвуковой боеприпас.

И, конечно, была решена еще одна задача, которая по умолчанию стоит перед российскими разработчиками стрелкового оружия. Новый пистолет должен быть простым в использовании и нечувствительным к грязи, пыли, воде, морозу. Эти качества, заложенные еще во времена винтовки Мосина, а потом реализованные в «Калаше» и «Макарове», присущи и «Удаву».

— Министерство обороны очень хотело, чтобы наш пистолет безотказно работал без длительной чистки и смазки. И я считаю, у нас получилось, — отметил Иван.

Для достижения этой цели пришлось «перелопатить» огромное количество бумаг и документов. Благо специально ехать в какие-то спецхраны было не нужно — в ЦНИИТОЧМАШе собрана уникальная гигантская библиотека. Именно здесь существует единственный в России отдел, который на протяжении десятилетий занимается исключительно специальным и бесшумным оружием.

Впервые анонсированный в 2016 году автоматический пистолет «Удав» два года доводили до совершенства. На государственные испытания новинку передали в августе 2018-го. К концу года тестирование успешно завершилось.

Естественно, на всех этапах испытаний родное детище сопровождал молодой конструктор. Иван вспоминает, что все четыре месяца, отведенных на «госы», времени на отдых не было. Порой бывало так, что уже не было возможности добраться с полигона до гостиницы, и приходилось ночевать в казарме. Кстати, на полигонных испытаниях Ивану очень помогло его увлечение стрельбой.

— Я, например, занимался практической стрельбой. Увлекся я ею тоже не случайно — нужно было научиться стрелять, чтобы у меня появилось не только теоретическое, но и практическое понимание того, как работает пистолет. Так и втянулся, — вспоминает Иван. — И именно мое увлечение часто приходило мне на помощь тогда, на госиспытаниях. Так что в моем случае мое хобби действительно очень даже положительно влияет на работу.

В итоге конструкторской работы, которая растянулась почти на два года, Россия в шаге от обретения мощного самозарядного пистолета — он уже рекомендован к принятию на вооружение. Всех тактико-технических тайн мы рассказать не можем, скажем лишь то, что «Удав» с весом всего в 780 граммов и магазином в 18 патронов действительно со временем может заменить старичка «Макарова».

Понятие «инженер-конструктор» Иван Козлов описывает просто: это профессия, которая объединяет в себе и инженера, и технолога, и дизайнера. При этом нужно иногда быть пробивным, настойчивым. Без сильного характера — никуда.

— Конструкторская работа вообще очень сильно воспитывает тебя, учит ничего не принимать на веру, все перепроверять. И это очень сильно влияет на твою жизнь. Так что да, соглашусь, что конструкторы — люди особые, какого-то иного склада.

  * * *

Меня порадовали и вдумчивый подход молодого конструктора, и его точные психологические оценки. Но еще больше порадовало то, что не переводятся в России молодые талантливые оружейники-самородки и что остаются они на родине, а не думают, как бы смыться «за длинным долларом» куда-нибудь за рубеж. Это значит, что у российского оружия есть не только славное прошлое, но и достойное будущее.

Пистолет Макарова

Принят на вооружение: 1951 год

Масса без патронов: 730 граммов

Калибр: 9х18 ПМ

Прицельная дальность: 50 метров

Количество патронов в магазине: 8

Пистолет Кольт М1911

Принят на вооружение: 1911 год

Масса без патронов: 1120 граммов

Калибр: 0.45 АСР

Прицельная дальность: 27 метров

Количество патронов в магазине: 7

Пистолет СР1М «Гюрза»

Производится: 1996 год

Масса без патронов: 900 граммов

Калибр: 9х21 мм

Прицельная дальность: 100 метров

Количество патронов в магазине: 18

Пистолет «Удав»

Масса без патронов: 780 граммов

Калибр: 9х21 мм

Прицельная дальность: 50 метров*

Количество патронов в магазине: 18

*) Данные из открытых источников.

Максим Кисляков

По материалам: “Московский комсомолец”

Ранее

Силуанов с Орешкиным стали "добрым и злым полицейскими" майского указа

Далее

Доклад о миллиардерах и бедняках поразил наблюдателей

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru