Илья Шестаков пытался успокоить рыбаков по поводу «крабовых» аукционов, но получилось плохо
В понедельник, 28 января, Общественный совет при Росрыболовстве собрался на внеочередное заседание. Причиной этого стали телесюжеты о так называемой «крабовой мафии», появление которых в отрасли связывают с подготовкой к её масштабному переделу. Текст законопроекта о квотах на вылов до сих пор не опубликован, глава Росрыболовства Илья Шестаков предлагает «подождать».
Механизм распределения квот на вылов краба и других водных биологических ресурсов будет изменён – об этом все ключевые участники отрасли говорят с начала прошлого года. Но официальной информации нет. Накануне, перед заседанием общественного совета журналисты прямо спросили главу Росрыболовства Илью Шестакова о существовании такого законопроекта и о том, почему важный для отрасли вопрос об аукционах обсуждается кулуарно.
«Вопрос ещё никак не обсуждается», – возразил чиновник. При этом он подтвердил, что текст законопроекта существует. Работу над документом ведёт Минсельхоз, «в том числе, на основе предложений Росрыболовства». По словам Ильи Шестакова, законопроект будет широко обсуждаться, когда он будет внесён в Госдуму, и состоится это событие «в ближайшее время». На вопрос о том, будет ли эта инициатива обсуждаться с бизнесом до внесения в Думу, глава регулятора рыбной отрасли ответил словами: «Давайте посмотрим».
При этом Шестаков признал, что рыбаки практически единогласно не поддерживают аукционы по крабовым квотам, но его ведомство имеет противоположную точку зрения: «Безусловно, мы не всегда идём в унисон [с рыбопромышленными компаниями], и не всегда мнения наши и позиции совпадают. Мы [Росрыболовство] всё-таки действуем как регулятор отрасли, действуем в интересах государства», – отметил он. Глава ведомства считает, что крабовые аукционы могут принести дополнительные средства в бюджет. Хотя, по его словам, прорабатываются и другие варианты, в том числе – за счёт изменения Налогового кодекса.
Ранее участники отрасли, а также несколько депутатов Госдумы и членов Совета Федерации предупредили о социальном взрыве, который может вызвать возврат крабовых аукционов в дальневосточных и северных регионах. «Наша Версия» неоднократно писала об угрозе сокращения рабочих мест и срыва инвестпрограмм рыбопромышленных компаний. Но, по мнению Ильи Шестакова, причин для потрясений нет. «На этом промысле задействовано не такое большое количество судов и количество рыбаков, это первое. Во-вторых, там достаточно серьёзно присутствуют не только российская рабочая сила, не только граждане Российской Федерации», – сказал глава Росрыболовства в понедельник. Второе обстоятельство нельзя оставить без внимания. На заседании Общественного совета Шестаков, по сути, признал присутствие иностранных судов в российских промысловых водах: «У нас есть так называемые «подфлажники» и с ними, действительно, необходимо бороться», – заявил глава Росрыболовства.
Но вернёмся к механизму распределения квот. Отвечая на вопрос корреспондента «Нашей Версии», Илья Шестаков признал, что аукционы на вылов других биоресурсов, действительно могут создать социальные риски. Однако, по его словам, пока речь идёт об идее выставить на торги лишь некоторую часть крабовых квот.
Но повторим: текст законопроекта до сих пор не опубликован в открытом доступе; рыбопромышленники опасаются, что аукционы введут на все виды ресурсов. И потому корабли в Северном и Дальневосточном промысловых бассейнах продолжают гудеть.
Рыбаки за правду
В предыдущий раз длинный гудок протеста раздался в акваториях, где работают российские рыбаки, летом прошлого года. 28 января им пришлось повторить эту акцию. По данным председателя Общественного совета при Росрыболовстве Германа Зверева, к ней присоединились 228 промысловых судов с общей численностью экипажей порядка 10 тысяч человек. Зверев отметил, что рыбаки ждут от руководителей отрасли и регулятора справедливой и беспристрастной оценки сюжетов, которые вышли в эфир федеральных телеканалов с 22 декабря по 6 января.
«Мы все уверены, что это неслучайные сюжеты, а спланированная кампания по дискредитации отрасли, за которой стоят те, кто любой ценой желает изменить законодательство о рыболовстве и вернуться к практике аукционной торговли квотами. Вызывает большое недоумение, почему именно государственные каналы играют в этом первую скрипку», – заявил президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока, член Общественного совета при Росрыболовстве Александр Дупляков.
Вот только некоторые примеры тех выражений, на которые не скупились авторы телевизионных расследований:
«Незаконная добыча камчатского краба по-прежнему приносит баснословные прибыли браконьерам Дальнего Востока… Бывают такие отрасли экономики, которые в национальном масштабе контролируются мафией… Криминальные группировки поделили море… Выбрав квоту, краболовы могут дальше бесконтрольно воровать российские биоресурсы.. Общий допустимый улов камчатского краба в Охотском море почти 70 тысяч тонн, а его нелегальная добыча в два-четыре раза больше».
«Всё это и многое другое не имеет никакого отношения к действительности», – продолжил Александр Дупляков. По его словам, в 2018 году добычей краба на Дальнем Востоке и Северном бассейне занимались 82 компании. Общий объём улова составил 95 тыс. тонн – рекордный показатель за всю более чем столетнюю историю отрасли. Из них только 16 тысяч тонн приходится на камчатского краба на Дальнем Востоке. Откуда взялись эти 70 тыс. тонн в материалах телевизионных «расследователей»?
Кроме того, по словам главы дальневосточной ассоциации, за прошлый год российские пограничники задержали всего три судна под иностранными флагами, которые намеревались вести незаконный промысел краба в российских водах, но не успели этого сделать. В отношении тех 108 российских судов, которые по разрешению и легально осуществляли промысел, никаких претензий со стороны Федеральной пограничной службы в превышении вылова, сокрытии вылова или подмене видового состава, не предъявлялось.
«Особое возмущение вызывает тот цинизм, с которым федеральные телеканалы смаковали трагедию в море. Я говорю о гибели судна «Восток», экипаж которого авторы программы прямо обвинили в браконьерстве. Пользуются тем, что никто не сможет ответить на эти обвинения. Уверяю, что судно «Восток» вело законный промысел и не занималось браконьерством, а причиной трагедии стали тяжёлые погодные условия. Работа моряка – опасная работа. Попытка увязать трагедию в море с историческим принципом распределения квот – верх цинизма», – отметил Александр Дупляков.
Аналогичное мнение высказал исполнительный директор ОАО «Архангельский траловый флот» Сергей Несветов:
«Мы с удивлением узнали, что мы, оказывается, все браконьеры, а суда под иностранными флагами варварски вычерпывают ресурсы Баренцева моря и вывозят всё за границу. При том что, как мы все знаем, квоты распределяются только компаниями, имеющим российских бенефициаров. Мы все это знаем, а авторы телевизионных сюжетов – видимо, нет», – отметил он.
По данным Сергея Несветова, за весь прошлый год сотрудники Росрыболовства, которые следят за обстановкой в Баренцевом и Белом морях не зафиксировали ни одного случая, когда на судах отключалась система ТСК, которая в реальном времени передаёт информацию о положении судна. Пограничники, по его словам, не зафиксировали ни одного корабля, который бы проскользнул в норвежские воды без уведомления.
«Мы давно живём, мы видели разные информационные атаки – они были и на отдельные компании, и на отдельныхфизлиц. Но впервые атаке подвергается целая отрасль без разбора», – подытожил Несветов.
Пора во всём разобраться
Участники внеочередного заседания Общественного совета при Росрыболовстве пришли к солидарному мнению о том, что федеральные телеканалы должны предоставить рыбопромышленникам право на ответ. В противном случае компании, ставшие невольными героями скандальных сюжетов, готовы подать иски о защите чести, достоинства и деловой репутации. Кроме того, прозвучало предложение устроить в феврале широкое обсуждение проблемы рыбной отрасли на базе Общественной палаты РФ и привлечь к этому Общественный совет при ФСБ – ведь, если верить телевизионщикам, деятельность крабовых браконьеров невозможна без покровительства пограничной службы.
«Нельзя поливать грязью отдельных людей – Кана, ещё кого-то. Потому что, если поливать – так надо всех! Где у нас находится Воробьев, где находится Франк? Их тоже надо туда, потому что они квоту получили!», – сказал Михаил Зуб, глава Мурманского рыбокомбината.
Кстати, именно «Русская рыбопромышленная компания» Глеба Франка, как считают некоторые участники отрасли, может быть главным лоббистом возврата крабовых аукционов и возможным заказчиком громких, но бездоказательных телевизионных разоблачений. Вполне вероятно, что РРПК, а также люди, которых некоторые участники отрасли называют «квотными рантье» и должны стать объектами расследований федеральных телеканалов. «Наша Версия» продолжит следить за развитием событий.
Василий Макаров
По материалам: “Наша Версия”