В строительной сфере Минобороны вскрылось очередное многомиллиардное хищение.
Скандал разгорелся, когда обнаружилось, что на месте учебно-тренировочного центра по подготовке личного состава подводных лодок ВМФ России в Ленобласти спустя почти 5 лет появился лишь котлован. Ещё в июне 2014 году на сайте госзакупок был размещён тендер на строительство шестиэтажного здания, водолазной башни и плавательного бассейна. В ходе конкурса в качестве подрядчика была выбрана компания Надежды Михайловой «Строительство и отделка», с которой 29 июля 2014 года и заключили договор. Минобороны выделило 731 млн рублей и уже к концу 2015 года планировало получить современный УТЦ.
Однако к настоящему времени под Петербургом вырыт только котлован, который уже изрядно осыпался и зарос бурьяном, а занимающийся строительством подрядчик давно обанкротился.
Согласно документации, ООО «Стройотдел» должно было провести проектные, инженерно-геодезические и геологические изыскания, обследование прилегающей застройки, выполнить проектирование и разработку архитектурно-художественных и конструкторских решений. Выплаты производились по стандартной схеме: согласно отчёту подрядчика о выполнении этапов работы. За своё «строительство» только на бумаге Михайлова смогла получить от Минобороны два транша: около 96 и 635 млн рублей. Для создания видимости возведения УТЦ подрядчик даже раскопал котлован, а получив очередное денежно поступление, просто ушёл в подполье.
Сначала тревогу забили СМИ, а позже выяснилось, что ООО «Стройотдел» неоднократно обманывало своих заказчиков, среди которых, кстати, оказались не только соцобъекты, коммерческие фирмы, но и государственные структуры, в том числе и Минобороны. В судах Петербурга появились десятки исков.
Однако эпизод с хищением средств, выделенных на строительство УТЦ в Пушкине – лишь одно из многочисленных звеньев длинной коррупционной цепи. Эта ситуация стала показателем того, как обстоят дела с ведомственным имуществом. Во многих случаях на обновление военного фонда выделяются огромные средства, но до объектов они так и не доходят. При этом так происходит по всей стране. К примеру, пока пушкинские подводники ждали комплекс по отработке действий по борьбе за живучесть корабля, в Сергиевом Посаде специалисты-ядерщики вместо обещанных комфортабельных кубриков жили в палатках.
В 2015 году контракт на возведение новых современных казарм для научной роты получила компания «Веста», принадлежащая Наталии Пятаевой. Схема была схожая: получив аванс в 50 млн рублей, фирма создала видимость работ, а позже, забросив объект, просто была ликвидирована. Военные остались без необходимого жилья, а деньги Минобороны «растворились» на счетах Пятаевой. При этом, как выяснилось, у этого подрядчика также уже были подписанные, но не выполненные контракты с военным ведомством. Всего ООО «Веста» в разное время выиграло три тендера в общей сложности почти на 1 млрд рублей.
Правда, в отличие от Михайловой, Пятаева, судя по всему, оказалась более успешным стратегом. Женщина не только продолжила коммерческую деятельность, открыв новые фирмы «Компания Веста» и «Форма Т», но и удачно сменив после замужества фамилию на Красавцеву, заняла влиятельную должность в Минобороны. Теперь Наталия Красавцева известна как начальник Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций.
Предприимчивость, видимо, у бизнесвумен в крови. Именно поэтому, даже заняв государственную должность, она, похоже, не смогла отказаться от коммерческой деятельности, приносящей вполне видимые доходы. На данный момент в активах Красавцевой называют отель в Италии стоимостью 46 млн рублей, три элитные квартиры в Москве, рассказывается о ее многочисленных зарубежных поездках. Конечно, формально чиновница не имеет отношения к принадлежавшим ранее ей фирмам. Однако сотрудники организаций утверждают, что она якобы продолжает контролировать все финансовые операции.
Возглавив Департамент, Наталия Красавцева собрала вокруг себя подходящую команду, назначив на должность своего заместителя Артура Чистякова, человека с неоднозначной репутацией. Чистяков в прошлом известен провалившимися кампаниями по передаче военных городков в муниципальное имущество. Следствием его работы стало усугубление и без того печального положения ведомственного жилфонда. Как известно, сотни семей военных в то время остались фактически брошенными в своих квартирах без нормального коммунального обслуживания.
Поставить точку в этом запутанном деле будет не просто. К сожалению, пока нарушения в содержании и строительстве военных объектов носят массовый характер, на территории от Калининграда до Камчатки будет происходить ухудшение условий жизни военнослужащих и их семей.
Алексей Михайлов