Эксперт объяснил обвинения
Юлия Тимошенко пошла в атаку. С трибуны Верховной Рады она заявила, что вместе с другими фракциями парламента начинает процедуру импичмента действующего президента страны Петра Порошенко — по обвинению в госизмене. Поводом для громких заявлений послужило расследование журналистов программы «Наши гроши» о том, как окружение главы государства набивает свои карманы на оборонке страны.
«Это государственная измена, умышленно совершенная гражданином Украины в ущерб суверенитету, территориальной ценности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической безопасности страны”, – гневно вещала кандидат в президенты с трибуны Верховной Рады.
Независимая программа «Наши гроши», финансируемая фондом Сороса, по их собственным словам, занималась расследованием коррупционных схем в оборонной отрасли два года. За это время был накоплен богатый материал — аудиофайлы, схемы контрабандных поставок, суммы откатов, таблицы и записи участников нелегального бизнеса. Накануне заседания Верховной Рады в свет вышла первая часть расследования. Всего журналисты анонсировали четыре части. Но и начало впечатлило: удар был нанесен по «Укроборонпрому», заместителю главы СНБО, другу Порошенко Олегу Гладковскому и его сыну Игорю, создавшим отлаженный бизнес по поставкам на оборонные заводу страны контрабандных деталей из РФ по ценам, превышающим закупочные в три-четыре раза. Разница в цене шла напрямую в карманы участников схемы.
Журналисты напомнили, что в 2014-м году оборонные заводы «незалежной» лишь на 55% работали на собственных комплектующих, 35% поступало из России. После объявления РФ «страной -агрессором» был взят курс на полное избавление от российских комплектующих. И уже в конце 2015-го власти Украины рапортовали, что страна удачно справилась с импортозамещением, подняв уровень собственного производства до 70%, а еще 30% комплектующих закупаются за рубежом. Как выяснили расследователи, под видом «импортозамещенных» деталей в страну контрабандой поставлялись все те же российские детали. Но поскольку закупки эти были уже нелегальными, то и детали были — не кондиционные, проще говоря — производственный брак, который через «Укроборонпром» впаривался оборонным предприятиям через фирмы-прокладки под видом полноценного товара, да еще и по завышенным ценам. Одной такой фирмой-прокладкой, с помощью которой «отмывался» контрабандный товар, был завод самого президента Петра Порошенко «Кузня на Рыбацком» (бывшая «Ленинская Кузня») Схема получилась почти гениальная: некий «контрабандист со стажем» Андрей Рогоза наладил канал поставок некондиционных деталей из РФ, бывший сотрудник «Укроборонпрома» Василий Жуков курировал их поставку на оборонные заводы, отвозя директорам «откаты» за то, что они берут товар по завышенным ценам. Сын замглавы СНБО Игорь Гладковский с помощью папы Олега Гладковского смотрел, что бы «Укроборонпром» не передал заказы на поставки посторонним фирмам, а так же, чтобы заводы исправно платили деньги за поставляемую «не кондицию». В результате, в выигрыше были все — замглавы СНБО, его сын с друзьями, глава «Укроборонпрома», директора заводов. Поскольку детали отмывались через предприятие самого Порошенко, наверное, и он имел свою прибыль. Проигравшими были только простые армейцы, которые получали якобы новенькие танки со старыми, бракованными деталями, которые выходили из строя, не доходя до линии фронта. Ну и еще рабочие самих оборонных заводов, поскольку при высоких «откатах» директорам, простые сотрудники годами сидят без зарплаты.
Но некоторые оборотистые представители Минобороны и тут находили выход. В журналистском расследовании есть сюжет, как армейцы продавали детали вышедших из строя танков тем же Рогозе-Жукову. А те пускали их «по второму кругу» под видом новых поставок.
Гнев Юлии Тимошенко понять можно. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что о существовании подобных схем в Верховной Раде прекрасно знали. Тот же глава Комитета по Нацобороне Сергей Пашинский, комментируя журналистам ситуацию, пояснял : «Что делать, если без российских комплектующих наша оборонка обойтись не может.» Однако журналисты делают упор на том, что контрабанду «понять и простить»еще можно. А вот то, что дельцы зарабатывают на этом огромные деньги,оставляя при этом армию без дееспособной техники — вряд ли. Для главы «Батькивщины» данное расследование оказалось подарком. Только совсем не факт, что ее затея с импичментом окажется выигрышной.
Отставки Порошенко прежде требовали лидер Радикальной партии Олег Ляшко, сторонки Михаила Саакашвили Юрий Деревянко и Давид Сакварелидзе, Тимошенко и другие представители оппозиционных партий. Однако на практике объявить импичмент президенту довольно сложно. Статья 111 Конституции Украины предполагает такую возможность, но сама процедура требует доработки. В статье говорится, что конституционное большинство (226 депутатов) должны инициировать импичмент президенту, если он совершил госизмену или другое преступление. Затем потребуется создать специальную временную комиссию. Ее решение должны одобрить более 300 депутатов на заседании парламента. В свою очередь, решение парламентариев должен проверить Конституционный Суд (КС), а Верховный суд должен подтвердить, что президент, действительно, совершил преступления. И только после этого, решение о смещении президента принимается не менее чем тремя четвертями конституционного состава Верховной Рады. Но основная проблема в том, что закона о парламентских специальных временных комиссиях не существует.
Ситуацию «МК» прокомментировал Алексей Якубин, кандидат политических наук, украинский политолог :
– Остается четыре недели до президентских выборов – это очень мало и тут каждый процент голосов будет иметь значение. Заявление Тимошенко должно выполнить мобилизующую роль для ее избирателя и даже может расширить их список, поскольку 30% граждан еще не определились со своим выбором. Думаю, на фоне высокой непопулярности Порошенко, эта тема может сыграть свою роль.
Что касается реальности воплощения, то до президентских выборов вряд ли можно говорить, что процедура будет реализована. Во-первых, в Украине до сих пор не принят закон о спецкомиссиях — это закон, который бы позволял запускать саму процедуру импичмента. То есть она прописана на уровне Конституции, но к сожалению, нет законов, которые бы ее конкретизировали. Кроме того, даже если спецкомиссия была бы создана, то сама процедура требует высокого процента голосования, но фракция «Батькивщина» – одна из самых маленьких в парламенте, и даже если бы к ней присоединились другие оппозиционные партии, например, «Оппозиционный блок — за жизнь» Юрия Бойко, голосов бы все-равно не хватило.
Елена Гамаюн, Дарья Зеленская
По материалам: “Московский комсомолец”