На российском денежном рынке в марте возник нетипичный для начала месяца дефицит рублей
Один из крупных банков столкнулся с дефицитом рублевой ликвидности и был вынужден обратиться за деньгами в ЦБ.
5 марта, во вторник, центробанк залил в банковскую систему 38,9 млрд рублей через операции валютный своп, предоставив кому-то из участников рублевый кредит под залог иностранной валюты.
6 марта объем вливания подскочил втрое: от ЦБ поступило 110,8 млрд рублей через своп, 15,9 млрд рублей через операции репо по фиксированной ставке и 2,4 млрд рублей в виде срочных однодневных кредитов.
Удивительно то, что по какой-то причине испытывающий потребность в рублях банк решил не выходить на межбанковский рынок, где деньги можно занять значительно дешевле – под 7,73% годовых на один день (ставка RUОNIA) против 8,75% по кредитам ЦБ.
Скорее всего, это один участник, крупный банк, говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.
Судя по поведению, рассуждает он, это банк, который держит значительный объем средств федерального бюджета – именно этим может объясняться его нежелание привлекать рубли на межбанке.
Дело в том, что ставка по депозитам Минфина привязана к RUONIА; выйдя на рынок с крупными займами, банк мог бы взвинтить ее значение, что сделало бы для него госденьги дороже.
«Поэтому временная потребность в рублях покрывается за счет дорогих средств ЦБ РФ, а не на междилерском рынке», – делает вывод Порывай.
По данным Fitch, крупнейшими держателями депозитов Минфина являются госбанки: это ВТБ (2,5 трлн рублей), Газпромбанк (900 млрд рублей) и Россельхозбанк (600 млрд рублей).
Не исключено, говорит Порывай, что нехватка рублей – результат крупной покупки валюты на рынке в конце декабря, из-за которой курс доллара подскочил с 66 рублей почти до 70.
«Банк мог осуществить эту покупку за счет снижения ОВП от погашения/конвертации валютных кредитов для пополнения валютной ликвидности (под предстоящие в этом году оттоки). Это оказало негативный эффект на его рублевую ликвидность, который проявился сейчас (после уплаты налогов)», – объясняет Порывай.
По-видимому, пока этот участник не удовлетворит свою потребность в рублевой ликвидности, рублевые ставки по валютным свопам будут оставаться повышенными, говорит он.
«При этом не исключено (хотя и маловероятно), что этот участник решит продать валюту на споте для пополнения своей рублевой ликвидности. Это может транслироваться во временное избыточное укрепление рубля, что станет хорошим моментом для покупки в преддверии ожидаемого нами ослабления в апреле-мае», – резюмирует эксперт.
По материалам: “Finanz.ru”