Сокровища древних курганов, образцы скифо-сакской культуры представлены в Москве
В самом центре столицы, в музее современной истории России открылась выставка «Золото Великой степи», которая подобно машине времени перенесет нас на 2700 лет назад. Организована выставка при поддержке казахстанских властей Восточно-Казахстанским областным историко-краеведческим музеем (г. Усть-Каменогорск) совместно с посольством Республики Казахстан в России.
Ученые археологи, побывавшие на открытии, едины во мнении: это, безусловно, мировая сенсация. Экспозицию выставки составляют уникальные артефакты, найденные археологами в курганных некрополях Елеке Сазы, Шиликты и Берел, расположенных в Восточном Казахстане.
Это результаты раскопок, которые проводятся в последние двадцать лет.
Подлинные орудия труда, предметы быта, украшения, оружие, конское снаряжение древних саков, живших на территории Казахстана в VIII –III веках до н. э. Многие предметы декоративно-прикладного искусства выполнены в знаменитом скифском зверином стиле. Как выглядели саки, можно представить по экспонируемым гипсовым скульптурным реконструкциям по черепу.
Выступая на открытии выставки, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Российской Федерации Имангали Тасмагамбетов отметил, что экспозиция поистине уникальна. Представленные здесь исторические и археологические артефакты отражают богатейший историко-культурный пласт, который формировался тысячелетия назад на территории Казахстана.
«Саки или массагеты – это ирано-язычный народ скифской эпохи, проживавший на территории современного Казахстана в VIII –III веках до н.э. Со скифами их объединяла общая культура и единая система хозяйства. Они были кочевыми скотоводами. Область проживания народов так называемого скифо-сибирского мира простиралась от Китая до низовий Дуная», – говорит заведующий кафедрой археологии исторического факультета МГУ, доктор исторических наук Анатолий Канторович.
Открывает выставку «Золотой человек» – скульптура знатной особы в парадном одеянии. Все это реконструкция. По мнению археологов, найденные в погребальной камере некрополя Шиликты останки так называемого «Золотого человека» принадлежат юноше 17-18 лет высокого социального статуса. Об этом говорят найденные там же золотой колчан, нашейная гривна в виде обруча, костюмные бляшки, кинжал. Эта находка датируется VIII –VII веками до н. э. Реконструированный наряд «Золотого человека» украшают более 700 бляшек, имитирующих подлинные золотые артефакты. В руках «Золотой человек» держит жезл – символ власти, на шее – массивная золотая гривна, вооружение состоит из длинного меча и акинака – короткого меча.
Представлена также скульптура коня в парадно-погребальном золотом облачении, имитирующем находки, найденные в некрополе Берел и датируемые IV –III веками до н. э. Конь для кочевых народов имел огромное значение. Вспомним знаменитое «Полцарства за коня!». Царские особы предавались земле вместе со своим конями, взнузданными и оседланными. Число лошадей достигало более десятка.
Выставка демонстрирует высочайший уровень казахстанской археологии, масштабные исследования проходят на территории страны повсеместно, а затем изучаются в самых современных лабораториях. Происходит это благодаря мощной государственной поддержке.
В своей статье «Семь граней Великой Степи» Нурсултан Назарбаев написал: «Наша земля, без преувеличения, стала местом, откуда происходят многие предметы материальной культуры. Многое из того, без чего просто немыслима жизнь современного общества – было в свое время изобретено в наших краях. В своем развитии насельники степей открыли миру множество технических новшеств, стали родоначальниками изобретений, которые до сих пор используются во всех частях света».
Выставка в Москве как раз демонстрирует достижения всаднической культуры, развивавшейся на степных просторах Евразии с незапамятных времен. Москвичи и гости столицы имеют возможность первыми ознакомиться с этими уникальными археологическими находками. Выставка «Золото Великой степи» продлится до 24 марта, а затем она будет представлена в Будапеште, Париже и Лондоне.
Владимир Савельев,
фото автора