Ограничения для детей (18+)
Новые ведомости
 Понедельник, 20 05 2019
Home / Экономика / Беспилотники не едут без денег

Беспилотники не едут без денег

На эксперимент с автономными авто у правительства просят 240 млн рублей

Анонсированный правительством эксперимент по допуску беспилотных автомобилей на дороги общего пользования столкнулся с нехваткой финансирования. 40 млн руб. нужно для испытания автомобилей в НАМИ, еще 200 млн руб. требуется для проезда беспилотных грузовиков по трассе М11. Если Минпромторг и НТИ «Автонет» уже попросили у вице-премьера Максима Акимова выделить средства для испытания в НАМИ, то во втором случае источники финансирования пока не определены.

О ситуации с допуском беспилотных транспортных средств (водитель будет находиться в салоне для подстраховки) на дороги общего пользования рассказали вчера Александр Морозов, заместитель главы Минпромторга, и Александр Гурко, соруководитель национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет» (создана для разработки документов и технологий для автономных транспортных средств).

Напомним, в постановлении правительства РФ №1415 (принято в 2018 году) заложены юридические основания для проведения в Москве и Татарстане эксперимента, в рамках которого беспилотные машины смогут передвигаться в общем потоке машин. В эксперименте, который продлится до 1 марта 2022 года, участвуют шесть компаний: «Яндекс» (100 беспилотных машин на базе Toyota Prius), Университет Иннополис (пять авто на базе Kia Soul), «Аврора Роботикс» (автобус собственной разработки), КамАЗ (три грузовика), Московский автодорожный институт (одна машина на базе Ford Focus), АО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем» (два авто на базе Kia Soul). Каждый экземпляр должен быть проверен в НАМИ на предмет корректности работы штатных систем машины (ABS, рулевое управление, АКПП и т. д.) после установки систем автоматического управления. В случае аварии с беспилотником будет проводиться расследование: если сбой произошел в заводских системах машины, ответственность, согласно законодательству (вплоть до уголовной — в случае гибели людей), понесет НАМИ, если в нештатном оборудовании — владелец беспилотной машины.

Проверка каждого автомобиля в НАМИ стоит 214 тыс. руб., пояснил вчера Александр Морозов, с учетом того, что проверить требуется более 100 машин, нужно около 40 млн руб. Причем расходы могут вырасти, так как до 2022 года для участия в эксперименте могут заявиться другие компании. Господа Морозов и Гурко в статусе соруководителей рабочей группы НТИ «Автонет» направили письмо в адрес вице-премьера Максима Акимова (курирует тему НТИ и цифровой экономики) с просьбой предоставить финансовую поддержку.

Проверку безопасности беспилотных автомобилей, как считают эксперты, должно оплачивать правительство РФ

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

В аппарате господина Акимова обращения пока не получали. Александр Морозов уверен, что гранты из фонда НТИ будут выделены и уже в мае первые беспилотные машины выйдут на дороги (Москва и Казань должны определить зоны для тестирования). Компании могут начать испытания в НАМИ за свой счет, считает Александр Гурко, с расчетом на финансовую помощь государства. В «Яндексе» “Ъ” сообщили, что пока не заявляли машины на экспертизу, но планируют это сделать, как только будет согласована процедура. Процесс может занять до двух недель, говорят источники “Ъ”, знакомые с ситуацией.

С проблемами столкнулась подготовка еще одного эксперимента — по проезду беспилотных транспортных средств на федеральных трассах. Еще в мае 2018 года премьер Дмитрий Медведев поручил Росавтодору и госкомпании «Автодор» определить участки дорог и начать тестирование до 30 ноября 2018 года. Цель эксперимента — отработка технологий V2X (Vehicle-to-Everything) по передаче данных от дорожной инфраструктуры высокоавтоматизированным машинам. Пилотным должен стать участок трассы М11 Москва—Петербург, однако, пояснил вчера Александр Гурко, выполнить поручение премьера в срок не удалось. По его словам, для оборудования дороги специальными датчиками нужно 200 млн руб., но источник финансирования не определен. В Минтрансе, Росавтодоре, «Автодоре» ситуацию вчера не комментировали. «М11 отлично подходит для тестирования, так как построена и эксплуатируется по современным стандартам качества,— заявили “Ъ” в Северо-западной концессионной компании (владелец М11, принадлежит французской VINCI и группе «Мостотрест» Аркадия Ротенберга).— Особое внимание уделяется вопросам безопасности на дороге. Мы полностью поддерживаем данную инициативу и готовы рассмотреть возможность проведения испытаний беспилотников на головном участке и предоставить инфраструктуру для установки оборудования». По прогнозу господина Гурко, испытания могут начаться «до конца 2019 года».

Иван Буранов

По материалам: «Коммерсантъ»


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия, «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского.

Рейтинг@Mail.ru